1
МАЯ
1
МАЯ
В
ЛЪТО 6000-е 985 МАЙЯ 1 ПРЕСТАВИСЯ ПРЕПОДОБЬНЫЙ ИГУМЕНЪ ПАФНОТИЕ ЗА ЧАС НОЩИ, А
ВЪ ВТОРЫЙ МАИА, НАСТАВШИ 1-му ЧАСУ ДНИ,[1]
ПОГРЕБЕНЪ БЫСТЬ
В
ЛЕТО 6985 (1477) МАЯ 1 ПРЕСТАВИЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ ИГУМЕН ПАФНУТИЙ ЗА ЧАС ДО НОЧИ,
А ВО ВТОРОЙ<ДЕНЬ> МАЯ, КОГДА НАСТАЛ ПЕРВЫЙ ЧАС ДНЯ, ПОГРЕБЕН БЫЛ
От
юны верьсты отречеся мира и яже в мирѣ, 20 бо лѣтъ облечеся въ иноческый образ
и жилъ в монастыри Пречистыя Богородица честнаго ея Покрова на Высоком в
Боровьсцѣ,[2]
въ своем пострижении, 30 лѣтъ без полугоду. Да вышед из своего пострижениа,
пришелъ на рѣку на Истерму априля 23 на память святаго великомученика Георгиа и
помощию Господа Бога Исуса Христа и поспѣшениемъ Пречистыя Богородица състави
монастырь своими труды и поты велми чюденъ. И устроилъ церковь камену въ имя
Пречистыя Богородица честнаго ея Рождества, и подписал чюдными живописцы
Митрофаном старцом и Дионисиемъ,[3]
и всяческыми красотами украси еа. И все церковное священное исполнил устроение,
еже и нынѣ пребываетъ, удивляа очи зрящим доброту ея. И стадо Христово,
избранное къ истинному богоразумию, множество инокъ въ обители своей,
ненавѣтныи съблюлъ от звериных зубъ хапании божествеными своими учении чюдными
словесы.
С
юных лет отрекся от мира и от всего сущего в мире, 20-ти же лет принял
иноческий сан и жил в монастыре Пречистой Богородицы честного ее Покрова на
Высоком в Боровске, в месте своего пострижения, 30 лет без полугоду. Выйдя же
из <монастыря>, в котором постригся, пришел на реку Истерму апреля 23 на
память святого великомученика Георгия и помощью Господа Бога Иисуса Христа и
содействием Пречистой Богородицы создал своим потом и трудом предивный
монастырь. И поставил церковь каменную во имя Пречистой Богородицы честного ее
Рождества, и расписал, <призвав> искусных живописцев старца Митрофана и
Дионисия, и всяческими красотами украсил ее. И все церковное священное устроил
убранство, что и ныне сохраняется, удивляя очи видящим красоту <церкви
той>. И стадо Христово, избранное к истинному богоразумию, множество иноков
обители своей, в безопасности сберег от звериных зубов чудными словами
божественных своих поучений.
Бяше
бо блаженный всяческыми божествеными даровании украшенъ, в совѣте мудръ и
разуменъ при всем, благодать бо Божиа свѣтящися на немъ. И не мощно было
насытитися оку человеческому, зрящи его образа аггеловидное и ухо слышаниа
чюдных его глаголъ.[4]
Не достизаеть бо умъ нашь исповѣедати добродѣтельное мужа житие, ни языкъ
изрещи, ни слово сказати противу подвигъ его и трудовъ. Но съ богооцемъ Давыдомъ
реку: «Удиви Господь вся воля своа в немъ»[5]
и украси его всѣми своими даровании: в животѣ пророчествомъ и чюдесы, и по
преставлении вѣнча его подвигоположникъ Христос не масличным и инѣми цвѣты
вѣнцем, но нетлѣнным и вѣчным, имиже вѣнча верховныя своя апостолы Петра и
Павла.
Был
же блаженный всяческими божественными дарованиями украшен, в рассуждении мудр и
разумен во всем, и благодать Божия сияла в нем. И невозможно было насытиться
глазу человеческому видением его облика ангелоподобного и уху слушанием чудных
его речей. Недостает ума нашего поведать о добродетельном мужа житии, ни языка
рассказать, ни слова описать подвиги его и труды. Но с богоотцом Давыдом
говорю: «Проявил Господь всю волю свою в нем» и украсил его всеми своими
дарованиями: при жизни пророчеством и чудесами, и по преставлении увенчал его
подвигоположник Христос не венцом из масличных и иных цветов, но <венцом>
нетленным и вечным, какими венчал верховных своих апостолов Петра и Павла.
И
что ми много преподобнаго похвалы слов плести! Небесныйчеловекъ и земный
аггелъ! Прииде въ глубокую старость, поживе бо въ своемъ манастыри, егоже труды
безмѣрным и поты снискавъ, 30 лѣт и 3, и тако преставися въ старости маститѣ,
конечными треми духновении честную свою душу в руцѣ Богови предасть,[6]
прообразуя треми духновении Святую и Живоначалную Троицу. А всѣх лѣтъ живота
его въ плоти 80 лѣт и полътретья лѣта. И тако святый от здешнихъ отшед, Святѣй
Троици предстоить, идѣже праведных дуси въдворяются, а чюдотворивое и цѣлебное
тѣло и до сего часа исцѣлениа неоскудно подаваеть приходящим с вѣрою, наипаче
же тайныя душевныя язвы исцѣляеть. Обитель же его, яко многоцѣнное съкровище
имат в себѣ чюдотворивыя его мощи, велми радуется. Мы же, отцы и братиа, сынове
и раби великаго сего свѣтилника, просвѣщающаго душа наша и Господеви работати
нас наставляющу и Пречистѣй его Богоматери, ликуимъ убо, братие, весело и
празднуимъ торжество, свѣтло хвалу въздающе въ Троици единому Богу: Отцу и Сыну
и Святому Духу нынѣ, и присно, и в вѣки вѣком. Аминь.
И
что мне в похвалу преподобному много слов плести! Небесный человек и земной
ангел! Пришел в глубокую старость, пожив в своем монастыре, который трудом
безмерным и потом создал, 30 лет и 3 <года>, и преставился в старости
почтенной, последними тремя вздохами честную свою душу в руки Богу предал,
прообразуя тремя вздохами Святую и Живоначальную Троицу. А всех лет жизни его
во плоти 80 лет и 2 с половиной года. И так святой, от здешнего <мира>
отойдя, пред Святой Троицей предстоит, где праведных души водворяются, а чудотворное
и целебное тело <его> до сего часа исцеления неоскудно подает приходящим
с верою, более же всего тайные душевные язвы исцеляет. Обитель же его, как
многоценное сокровище храня в себе чудотворные его мощи, в радости великой
пребывает. Мы же, отцы и братья, сыновья и послушники великого сего
светильника, просвещающего души наши и Господу служить нас наставляющего и
Пречистой его Богоматери, ликуем же, братья, весело и празднуем торжество,
светло хвалу воздавая в Троице единому Богу: Отцу и Сыну и Святому Духу ныне, и
присно, и во веки веков. Аминь.