Слово из Патерика (о том), как полезно трудиться своими руками

Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой

Текст:

8 МАЯ. В ТОЙ ЖЕ ДЕНЬ. СЛОВО ОТ ПАТЕРИКА, ЯКО ПОЛЗА ЕСТЬ ТРУЖАТИСЯ СВОИМА РУКАМА

8 МАЯ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. СЛОВО ИЗ ПАТЕРИКА <О ТОМ>, КАК ПОЛЕЗНО ТРУДИТЬСЯ СВОИМИ РУКАМИ

Братъ вопроси старца: «Рци намъ глаголъ». И рече старець: «Потщимся дѣлати и не лѣнимся, спасемся». И повѣда, яко бѣ ратай богатъ нѣкто и хотя сыны своа научити орати. И рече имъ: «Вѣсте ли, чяда, како обогатѣхъ? И вы, аще мене послушаете, обогатѣете». Рѣша ему: «Молим тя, рци намъ». Он же восприятъ хитрость, да ся не облѣнятъ, и рече: «Единъ день есть во всемъ лѣтѣ, и аще ся кто обрящеть дѣлая во нь, обогатѣеть. Но от старости забылъ есмь, кый то есть. И не облѣнитеся убо ни въ единъ день, дѣлающе, еда како обрящется благочестивый той день, в онже не дѣлаете, и вотще тружающеся будете все лѣто». Тако и мы, аще дѣлаемъ, выну обрящемъ путь животный. Богу нашему слава.

Брат вопросил старца: «Скажи нам слово». И сказал старец: «Будем стремиться работать и не станем лениться, и спасемся». И поведал о <том>, как жил некий богатый земледелец и хотел он сыновей своих научить пахать. И сказал им: «Знаете ли, дети, как я разбогател? И вы, если меня послушаете, разбогатеете». <И> ответили они ему: «Молим тебя, скажи нам». Он же схитрил, чтобы они не обленились, и рассказал: «Один день есть в целом годе, и кто будет находиться в трудах в этот день, разбогатеет. Но от старости я забыл, какой именно. Поэтому не ленитесь ни в один из дней, работая, чтобы не случилось, что в этот благочестивый день останетесь праздными, и тогда напрасно будете трудиться весь год». Так и мы, если будем трудиться, всегда отыщем путь к спасению. Богу нашему слава.

СЛОВО ИЗ ПАТЕРИКА (О ТОМ), КАК ПОЛЕЗНО ТРУДИТЬСЯ СВОИМИ РУКАМИ

«Слово о том, как полезно трудиться своими руками» — произведение, входившее в состав одного из переводных патериков — сборников поучительно-назидательного характера. В Древней Руси этот памятник читался в составе Пролога, из которого и был в свою очередь выписан в ВМЧ. Текст публикуется по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийское собр., № 1321, л. 249).