Феодора, игумена Студийского Слово похвальное на рождество... Крестителя Господня Иоанна

Подготовка текста, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина

Текст:

24 ИЮНЯ. ПРЕПОДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО И ИСПОВѢДНИКА ФЕОДОРА, ИГУМЕНА СТУДИЙСКАГО, СЛОВО ПОХВАЛНО НА РОЖЕСТВО СВЯТАГО ПРОРОКА И ПРЕДТЕЧА, И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

24 ИЮНЯ. ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО И ИСПОВЕДНИКА ФЕОДОРА, ИГУМЕНА СТУДИЙСКОГО, СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ НА РОЖДЕСТВО СВЯТОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

Славию нѣкоему велегласну подобяся, наше слово, благогласнѣ поющому в пролѣтныа чясы, обрѣте убо поне вмалѣ великаго воспѣти гласа, днесь раждаема. Егда же малогласенъ есть кто и сиптѣвъ зило, како воспѣти возможетъ великую пророкомъ славу, како похвалитъ изрядную апостоломъ почесть, како прославить странную мучеником дверь?[1] Таже смотри се, яко прочиимъ святымъ инъ иному сотвориша похвалы: вящьший — вящьшому и смѣреный — смѣреному; сему же, нынѣ хвалимому, прьвѣе иных — самъ Христос Истина. Рече бо: «Болий Иоанна Крестителя в рожденныих женами не воста».[2] Елма убо толика настоить похвала великому Предтечи преизящна от предреченнаго слова, еда убо требуа будетъ кто нашего малословия, о любослышателе? Ни убо. Но раболѣпный отдающе долгъ и отечьскый сполняюща чинъ, и яко освящьшеся от единого точию Предтечева поминаниа, продерзателное наше начахомъ.

Даже уподобясь некоему голосистому соловью, сладкоголосо поющему в весенние времена, наше слово смогло бы только в малой степени воспеть великий голос, рождаемый сегодня. Если же кто слаб голосом и сипл весьма, как сможет воспеть великую пророков славу, как восхвалит изрядную апостолов честь, как прославит чудесную мучеников дверь? Еще и на то обрати внимание, что в отношении прочих святых один другому сложил похвалы: больший — большему и смиренный — смиренному; этому же, ныне прославляемому, прежде иных — сам Христос Истина. Сказал ведь: «Из рожденных женщинами больший Иоанна Крестителя не восставал». Если же существует такая выдающаяся похвала великому Предтече в вышеуказанном слове, то разве понадобится кому-либо наше малословие, о желающий слушать? Нимало. Но мы, отдавая рабский долг и исполняя отеческий чин и словно освятившись от одного только поминания Предтечи, к дерзости своей приступили.

Гряди убо прочее, да, дневи празднующе рождьственаа, торждьствуемъ не окрестнии токмо, но и вся мысленаго Иордана[3] страна. Видимъ преславнѣ дѣйствуемое днесь, познаимъ Захариинаа, исповѣдимъ Елисаветинаа.[4] Не от безродных бо сый родителей — яко да отсюду великъ явится Предтечя — но и зило нарочитых и славных. Овъ убо, якоже Ааронь[5] нѣкый, и достоиньствомъ и сѣдинами во святительскую одежду одѣянъ: въ яже на прьсех, глаголю, епомиду и подиръ, кидар же и поясъ — яже от злата же и камений и иакинфа же и висса испещренная.[6] И тако въ Святая Святых[7] вхождаше по обычаю чина священническаго. Ова же Саррѣ[8] равнославна, паче же множае славна, яко и Богоматери сродствующи, раждает бо от неплодства по обѣтованию не Исака,[9] раба Божия пронареченнаго, но Иоанна, друга искренняго Господу нареченнаго. О бесплоднаго ложесна, таковое рождешаго отрочя, о неплодныя бразды, таковъ прозябшая класъ! Сего ради неотметнѣ велегласнѣйшаго Исайа достоитъ новѣйше нѣкако и к ней провѣщати: «Възвеселися, неплоды, не ражающиа, расторгни и възпи, не болѣвшия»,[10] яко процвѣте от пустыя утробы кринъ чистотный, цвѣтъ духовнаго благоюхания, вертоград благоносный въздержания. Днеявленнаго свѣтилника Христова пришествия — Иоанна, богопосланнаго воина Небеснаго Царя, изряднаго невѣстоводца Христовы церкве, немолъчнаго мученика[11] сущая Истинны Иоанна, велегласнаго проповѣдника покаянию, иже во плоти аггела Господня, изъявителя Агньцу, вземлющуму грѣхы мира — не имамъ того како нарещи, аще и множайшаа званию того приложу имена. Многоименитъ бо нѣкако есть и мгогодостояненъ, лучшее паче всѣх помазанникъ Господних наслѣдовавъ.

Распространяйся, <похвала>, далее, чтобы, празднуя рождения день, торжествовали не только мы, здешние, но и вся область духовного Иордана. Увидим чудесно происходящее сегодня, познаем бывшее с Захарией, уведаем бывшее с Елисаветой. Ибо не от безродных произошел родителей — чтобы уже поэтому стать Предтече великим — но от весьма знатных и славных. Ведь один, <отец>, словно некий Аарон, и по достоинству, и по сединам облачен в святительскую одежду: оплечник и подир, говорю, на груди, кидар и пояс — украшенные золотом, камнями, гиацинтом и виссоном. И так в Святая Святых входил по обычаю чина священнического. Другая же, <мать>, равна Сарре славой и даже более славна как состоящая в родстве с Богоматерью, ибо рождает, будучи бесплодной, по обету не Исаака, прозванного рабом Божьим, но Иоанна, названного любимым другом Господа. О бесплодное чрево, родившее такое дитя, о неплодная борозда, произрастившая такой колос! Того ради непременно и незамедлительно слова громогласнейшего Исайи следует неким образом отнести и к ней: «Возвеселись, неплодная, не рождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся», ибо процвела от пустой утробы чистая лилия, цветок духовного благоухания, благоносный сад воздержания. Явленного днем светильника Христова пришествия — Иоанна, богопосланного воина Небесного Царя, достойного невестоводца Христовой церкви, неумолкающего мученика подлинной Истины, Иоанна, громогласного проповедника покаяния, ангела Господня во плоти, вестника Агнца, берущего грехи мира, — не знаю, как его назвать, даже если к его имени присоединю и большее количество наименований. Ибо неким образом имеет он много имен и достоинств, стяжав совершенство более всех помазанников Господних.

И убо почитается и Исаака праотца рождьство, егоже Сарра заченши и «рождьши сына на старость»,[12] потом же и рекши: «Кто возвѣстить Аврааму, яко доить Сарра отрочя?»,[13] о немже и «велие чреждение сотворше»[14] являются въ дни тогова отдоения. Почитает же ся и Сампсонъ, рожденный Маноеви от обѣтованиа,[15] от неплодове и той прошед, якоже рече: «Не пиетъ вина и сикера и не снѣсть нечисто всяко»[16] и «той спасетъ Иизраиля от рукы враг».[17] Еще же к симъ, да, иных прешед, Самуила воспомяну, иже предняа зрящаго, егоже роди многопѣтаа Анна мужемь еа Елканою, возложеннаго от младеньства Богови.[18] Но никакоже Иоанново получиша величьство, возлюблени, зане ови убо прежде писаннаго Закона, ови же по Законѣ; Иоаннъ же, сынъ Захариа священника и Иелисавети чюдныа, прьвоисходный цвѣтъ Христова пришествиа, процвѣтший посредѣ Закона и Благодати, явися. Предвосиа бо мысленаа денница, назнаменаваа востокъ «Солнца правды»,[19] предтече воинъ, являа царево пришесьтвие, прииде невѣстоводецъ, возвѣщаа приходъ Жениховъ. И овии убо по нѣкыих временех по рождени тѣх или пророчьствоваша или чюдодѣйствоваша; ов же и еще во чревѣ носимъ Святаго Духа исполнися и чюдотворецъ показася.

Почитается же и рождение праотца Исаака, которого Сарра зачала и «родила сына на старость», сказав потом: «Кто возвестит Аврааму, что кормит Сарра дитя?», из-за которого «устроили большой пир» в день его отлучения от груди. Почитается и Самсон, рожденный Маною по обету, — и он от бесплодной родился, как сказано: «Не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого» и «он спасет Израиля от руки врагов». Помимо этих, не касаясь иных, вспомню Самуила, видящего будущее, родила которого, посвященного с младенчества Богу, многажды воспетая Анна от мужа своего Елканы. Но не получили они Иоаннова величия, возлюбленные, ибо одни <жили> до писанного Закона, другие — после того, как <дан был> Закон; Иоанн же, сын священника Захарии и дивной Елисаветы, явился цветком Христова пришествия, процветшим между Законом и Благодатью. Ибо воссияла духовная заря, предвещая восход «Солнца правды», пошел впереди воин, объявляя о пришествии царя, пришел невестоводец, возвещая приход Жениха. Кроме того, они <вышеназванные> пророчествовали или творили чудеса спустя некоторое время по своем рождении; он же еще во чреве носимый исполнился Святого Духа и предстал чудотворцем.

Убо достояше ми таковое нѣчто, да якоже во образѣ представлю велелѣпный санъ Предтеча. Якоже убо нѣкый царь, от скровищь царьскыих происходя, имать убо прьвое предводителя паличникы нѣкыа и скипетроносца, потом же ипаты,[20] ипархы[21] же и чиноначалникы, послѣжде же нѣкоего сановомъ началнѣйшаго, с нимже абие царь неходатайственѣ является, златомъ и камениемъ свѣтлымъ сиая, — сице убо ми разумѣй о истиннѣм и единѣмъ всѣх Цари Бозѣ нашемъ. Хотящу бо ему с плотию внити въ вселеную, предидоша убо патриарси, сирѣчь Авраамъ,[22] и Исаакъ, и Иаковъ,[23] таже Моиси[24] богоявленный, Ааронь же и Самуилъ, и весь пророчьскый полкъ. Послѣжде же явися Иоаннъ, таже абие Владыка Христос, о немже рече: «Иже по мнѣ грядый пред мною бысть, яко первѣе мене бѣ».[25] И послѣдний достоиньствомъ лучши властию бысть, якоже показася. Сице убо и пророкомъ, и апостоломъ, и инымъ всѣмъ прьвѣйший есть, по истинному слову, великый Предтеча, овѣмъ убо послѣдьствуа, овѣм же предначальствуа.

Итак, надлежало бы мне как-либо представить великое достоинство Предтечи в образе. Как некоего царя, который, выходя из царских палат, вначале имеет предшественниками неких охранников и жезлоносцев, потом же ипатов, епархов и чиноначальников, затем же некоего старшего над сановниками, с которым тотчас показывается непосредственно сам царь, сияя золотом и яркими камнями, — так же представляй истинного и единого Царя всех Бога нашего. Ибо когда следовало ему во плоти войти в мир, предшествовали ему патриархи — Авраам, Исаак, Иаков, затем отмеченный Богом Моисей, Аарон и Самуил, и все пророческое воинство. После же явился Иоанн, затем тотчас Владыко Христос, о котором сказал <Иоанн>: «Идущий за мной стал впереди меня, потому что был прежде меня». И последний по званию стал высшим во власти, как и указано. Таким образом, по истинному слову, великий Предтеча выше и пророков, и апостолов, и всех иных, за одними следуя, другим же предшествуя.

Но еуангельскую повѣсть разгнувше, услышимъ, что Гавриилъ[26] Захарии обѣтоваетъ. «Явися, — рече, — ему аггелъ Господень, стоя одесную олтаря кадилнаго, и смятеся Захариа, видѣвъ, и страх нападе на нь».[27] Тѣмже страшно нѣкое аггельско видѣние есть и въ страшнѣ мѣстѣ явися, яко «страшно бо, — рече, — место се. Нѣсть се, но домъ Божий».[28] И не чюдо, аще, праведенъ сый, святитель смятеся, и страх нападе на нь, понеже и Даниилъ, иже «желаниомъ мужъ»,[29] видѣвъ, устрашися, на лици же падъ и бездыханенъ бывъ от аггельскаго величьства презмѣрныа свѣтлости: «Явися ему, — рече, — аггелъ Господень». Что рекуть намъ к симъ христоненавистници, не вѣрующе, аще отнудь аггелъ человѣку явися и въобразися никакоже инако, или яко явися? Явися убо в таковѣ же зрацѣ, якоже Моисею прьвѣе на горѣ Синайстѣй в жертвеницѣ, о херувимскомъ воображении сказуя.[30] И аще бесплотное и безъобразное по явленному образу описуется, како телесному и воображателному подпадаетъ осязанию же и требованию (сирѣчь Спасовъ видъ): не въображаем ли явленнѣ непривидѣнною его плотию показаниемъ?[31] А да не соописовати нас непщують в сих безумнии и Божество, егоже не изречение, ни постижение, ни положение, ни образъ, ни мѣсто, ни количьство, ни качьство, ни ино что есть во описании ради недовѣдомаго и необьемлемаго, понеже и отсюду и невидимое. Съвоображаемъ всяко, ниже ключимо есть, но ключимѣ свое комуждо отдаемъ: неописанному — неописанное и описанному — описанное, якоже истинны слово представи. Но на прьвое пакы да возвратимся.

Но, раскрыв евангельский рассказ, услышим, что Гавриил Захарии обещает. «Явился, — сказано, — ему ангел Господень, стоя справа от алтаря кадильного, и, увидев его, смутился Захария, и страх напал на него». Потому страшно некое видение ангела и в страшном месте произошло, что «страшно ведь, — сказано, — это место. Это не что иное, как дом Божий». И не диво, что, будучи праведным, священник смутился, и страх напал на него, поскольку и Даниил, «муж желаний», увидев, устрашился, пал ниц и был бездыханен от безмерного сияния ангельского величия: «Явился ему, — сказано, — ангел Господень». Что скажут нам на это христоненавистники, не веря, что вообще ангел человеку явился и был изображен никак не иначе, чем явился? Ибо явился в таком же облике, как и прежде Моисею на горе Синайской, сообщая об изображении херувимов в жертвеннике. И если бесплотное и безобразное описывается по явленному образу, то как же телесному и образному (то есть образу Спасителя) быть доступным осязанию и поклонению: не изображаем ли мы его явно во свидетельство непривидевшейся его плоти? И пусть не полагают безумные, что здесь мы описываем еще и Божество, которого ни выраженности, ни постижения, ни положения, ни образа, ни места, ни количества, ни качества, ни чего-либо другого нет в описании из-за неизвестности и необъятности, поскольку потому оно и невидимо. Одновременно мы изображаем все, что ни подобает, и отдаем каждому подобающее: неописанному — неописанное и описанному — описанное, как и гласит слово истины. Однако вернемся вновь к прежнему.

«Рече же к нему аггелъ: „Не бойся, Захариа, понеже услышана бысть молитва твоа".[32] Абие спрята страх рѣчию, иже анггельское видѣние поеже устрашитися, страх отятъ; съпротивный бѣсовьскыимъ прилогомъ. „Не бойся, Захариа, зане услышана бысть молитва твоа и жена твоа Елисаветъ родитъ сына тебѣ"».[33] О желание богодателнаго получениа, о желаниа аггеломъ принесеное обѣтование: получи, еже желааше, постиже, еже надѣяшеся, обрѣте, еже искааше — безплодиа обновление, бездѣтьства гобзование — не от послѣдованиа естьству, но от молитвенаго прошениа. Не бо клятвы запрещение бяше неплодьство — ни убо! — но знамениа великааго предназнаменание. Захарии бо належащу чястыми къ Богу молбами раздрѣшити неплодьство, отсюду услышана быти того, мню: «Не убо и еще исполнися время, не скончашася дние ко явлению. Тогда убо чай чадородиа, Захариа, внегда приидетъ Чаяние языкомъ; тогда надѣйся неплодьству раздрѣшение, егда приидетъ „Упование всѣмъ концем земнымъ"».[34] Елма же прииде время: «Восприими прочее желателное Гаврииловѣмъ проречениемъ, „обновися, яко орелъ, юностию",[35] познай естьство съпружницу, „услышана бо бысть молитва твоа, и жена твоа Елисаветъ родитъ сына тебѣ, и наречеши имя ему Иоанн". Познай имя, еже наречещися хотяше[36] от самого истинословиа свыше».

«Сказал же ему ангел: «Не бойся, Захария, ибо была услышана молитва твоя». Тотчас снял ангел страх речью, потому что, устрашенный видением ангела, страха <затем> лишается; при бесовских кознях — напротив. «Не бойся, Захария, ибо была услышана молитва твоя и жена твоя Елисавета родит тебе сына»«. О желание богоданного дара, о желание принесенного ангелом обета: получил то, чего желал, достиг того, на что надеялся, обрел то, чего искал, — преодоления бесплодия, изобилия <вместо> бездетности — не по закону естества, но по молитвенному прошению. Ибо бесплодие не было наказанием проклятия — ничуть! — но предзнаменованием великого знамения. Ибо, когда Захария усердствовал в частых молитвах к Богу о разрешении бесплодия, услышано им было, думаю, следующее: «Не исполнилось еще время, не настали дни для явления. Тогда ожидай рождения младенца, Захария, когда придет Ожидание народов; тогда надейся на разрешение бесплодия, когда придет «Упование всех концов земли»«. Когда же пришло время, <он услышал>: «Узнай, наконец, желанное через предсказание Гавриила, «обновись, будто орел, юностью», познай естество супруги, «ибо была услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему Иоанн». Познай имя, которым должно ему называться по значению слова свыше».

Рече же Захариа ко аггелу прочее (тому яко срабъ, но съ дрьзновениемъ глаголеть): «По чесому разумѣю се? Азъ бо есмь старъ и жена моа заматорѣвши во днех своих».[37] Готовому бо и духовному дѣянию невѣрьствиа грѣх да напишется священнику. Настоящее же слово не противнѣ лежитъ, но якоже искушение; предиды тожде пострадати, рече, еже и великому Фомѣ,[38] Захарии. Не бо приличнѣ бяше тому не вѣдѣти, пророку сущу, и божественых наказану, яко можетъ убо Богъ и естьство обновити, и старость юну сотворити, и прехождение прехытрѣ извѣсти, якоже при Авраамѣ и Саррѣ, якоже при сумантяни[39] и иныхъ многых, и во всяческых того чудесех. Но понеже прошениемъ многыим и преславныимъ надеждамь бяху обѣтоваемая напрасно слышана, смущати нѣкако обыкоша душа, не невѣриемъ одержимъ быти, мню, но о событии тщася, абие, якоже сладостию обьятъ бывъ, возъпи и рече: «По чесому разумѣю се? Да не прескажеши убо, да не солъжеши нѣкако, даждь ми знамение, даждь ми вручение, якоже древле Богъ Аврааму, — въ еже быти ему отцу многымъ языкомъ, и от чреслъ его изыти царемъ — обрѣзаниа знамение; и прежде сего, якоже Ноеви — не навести потопъ на землю — еже на облацѣ дугою; к симъ и Моисеови — змиетворным и скоропретворнымъ жезломъ въ еже вѣровати египтяномъ, яко явися ему Сый».[40] И отвѣщавъ, рече архаггелъ, рече к нему: «Се будеши млъча и не могый глаголати до негоже дне събудутся сия, зане не вѣрова словесемъ моимъ»[41] — приложим же к молчанию просто же и неистязателнѣ — «яже сбудется во время свое».[42]

Итак, сказал Захария ангелу (говорит с ним с дерзновением, как с таким же, как сам, рабом): «По чему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя достигла преклонных лет». Ведь имеющиеся духовные сочинения приписывают священнику грех неверия. Настоящее же слово не наперекор сказано, а как испытание; сначала Захарии, сказано, довелось пережить то же, что и великому Фоме. Ибо не мог он не знать, будучи пророком и наставленным в божественном, что может Бог и естество обновить, и старость обратить в юность, и искусно найти выход, как с Авраамом и Саррой, как с сонамитянкой и многими другими, и во всяческих его чудесах. Но, поскольку от обещания, внезапно услышанного в ответ на многочисленные просьбы и преславные надежды, душе свойственно как-то смущаться, не неверием был он, думаю, охвачен, но, заботясь об исполнении, тотчас же, словно будучи объятым наслаждением, воскликнул и сказал: «По чему пойму это? Чтобы не исказить, не ввести как-либо в заблуждение, дай мне знамение, дай мне залог, как прежде Бог Аврааму, — в знак того, что он будет отцом многих народов, и от чресл его произойдут цари — знамение обрезания; и раньше этого, когда Ною дал знак, что не наведет потоп на землю, радугой на облаке; кроме того, и Моисею — жезлом, превращающимся в змея и обратно, чтобы уверовали египтяне, что явился ему Сущий». И, отвечая, сказал архангел, сказал ему: «Будешь же молчать и не сможешь говорить до того дня, когда это сбудется, потому что не поверил словам моим» — добавим же к молчанию просто и не испытывая — «которые сбудутся в свое время».

Приятъ убо знамение Захариа, ключимо вещи, — молчание: вѣщание, рѣшащее к вѣщанию живому и составному, раждаемому от него. И стиснувъ устнѣ, пояше гласы неслышателными Рождениюдателя, «изшед бо, — рече, — не можааше глаголати, и разумѣша, яко видѣние видѣ въ церкви, и той бѣ помаваа и пребываа нѣмъ»[43] — ово убо, заеже не вопрашаемъ быти, яко не возможно быти видѣнию слышатися; ово же, яко заматорѣвшимъ чювьствомъ, и себе весь спрятався и, видѣниемъ изнемогъ, оглохнувъ въздухоспадателными глаголы. Ничтоже тако, якоже пророкоотецъ и пророчьствиа дѣло отсюду назнаменавъ, и се есть законныа службы умлъкнутие, благодати же ради рождьства Иоаннова возглаголание. Но убо яже посредѣ да преидемъ, яко ни дьню дающу, ниже самой силѣ нашей довлящи. Пакы на предлежащее поидемъ.

Получил же Захария знамение, соответствующее событию, — молчание: предвестие, указывающее на предвестие живое и телесное, рождаемое от него. И, сомкнув уста, воспевал в беззвучных песнопениях Давшего рождение, «ибо, выйдя, — сказано, — не мог говорить, и поняли, что он видел видение в церкви, и он объяснялся знаками и пребывал нем» — с одной стороны, чтобы не быть спрошенным, ибо не должно было быть видению услышанным; с другой стороны, оттого, что притупились его чувства и он ушел в себя и, обессиленный видением, оглох для слов, сотрясающих воздух. Ничуть не странно, что отец пророка так отметил и дело пророчества, и это — умолкание ветхозаветной службы и провозглашение благодати благодаря Иоаннову рождению. Впрочем, оставим говорить об этом, поскольку ни к дню это не относится, ни самой силе нашей это не доступно. Перейдем к предшествующему.

«И бысть, — рече, — яко услыша Елисаветъ цѣлование Мариино, взыграся младенецъ радощами во чревѣ еа».[44] О Иоанне, блаженное младя, нерожденное възыграние: иже во чревѣ — како украсися? Несвершеный — како полнѣйши? Шестомѣсячный — како многолѣтенъ? Неразумны — како разумнѣйший? Неглагольный — како благоглаголенъ? Писаниом неискусный — како премудрѣйши? Скажи намъ, скажи, в темнѣй странѣ матерних ложеснъ съдержимый, зрителныимъ обычаемъ не удѣйствуа, слышателный шум не уприемъ, гласовное вѣщание не увѣщаа, ходителное движение не уначенъ, смѣшеное свойство неухытривъ, — како зриши, како ощущаеши, како благословиши, како възыграся ногама, како шепераеши? Отвѣщай, отвѣщай, о всеизрядне!

«И когда, — сказано, — услышала Елизавета приветствие Марии, взыграл радостью младенец во чреве ее». О Иоанн, блаженный младенец, взыграние до рождения: как, будучи во чреве, украсился? Не состоявшийся — как стал совершеннейшим? Шестимесячный — как стал многолетним? Неразумный — как стал разумнейшим? Бессловесный — как стал красноречивым? Не искушенный в писаниях — как стал премудрейшим? Скажи нам, скажи, в темной области материнской утробы заключенный, свойств зрения не испытавший, еще шума слухом не воспринявший, голосом речи не произнесший, ходить не начавший, со способностью смеяться еще не знакомый, — как видишь, как чувствуешь, как благословляешь, как взыграл ногами, как лепечешь? Отвечай, отвечай, о достойнейший!

«Велико, — рече, — бываемое таиньство и внѣ человѣчьскаго постижениа чюдо. Истъщаваю в лѣпоту естьство за хотящаго истощитися о естествѣ. Възыгрателенъ сый, зрю, понеже „Праведное Солнце" зрю воплощаемо; ощущаю, понеже прехожду, яко глас великааго Слова раждаемаго, вопиа; единъ единороднааго Сына Отча разумѣю воплощаема; ликоствую, зане всѣх Творца внушаю человѣка воображаема; радуюся, елма Избавителя миру ощущаю вътелесѣема. Начало вамъ, — рече, — назнаменую Божиаго в миръ схождениа и тѣлесное происхождение; предтичю пришествие Христово и начинаю вамъ исповѣдание. „Приимѣте псаломъ",[45] Давыдьскы рещи, „и дадите тимпанъ пророчьскы, Псалътирь красенъ с гусльми",[46] „воспойте ему и пойте ему; повѣдите вся чюдеса его"».[47]

«Велико, — говорит он, — происходящее таинство, и чудо недоступно человеческому постижению. Попираю заслуженно естество из-за пожелавшего быть попранным в естестве. Взыгравший, я вижу, поскольку вижу воплощение «Солнца правды»; чувствую, поскольку предшествую, возглашая, как голос великого рождаемого Слова; один разумею, что единородный Сын Отца воплощается; ликую, ибо узнаю Творца всего, принимающего образ человека; радуюсь, поскольку чувствую, что Избавитель мира обретает тело. Я укажу вам, — сказал, — начало Божьего схождения в мир и телесного явления; предварю пришествие Христово и начну проповедь перед вами. «Возьмите псалом», говоря словами Давида, «и дайте тимпан пророческий, псалтирь прекрасную с гуслями», «воспойте ему и пойте ему; поведайте о всех чудесах его»«.

Тѣмже убо, Иоанне, превзыде ли земная, приниче ли въ небеснаа, превознесе ли себе аггельскых и первослужителныих украшений? Како убо ихже естьство не приялъ еси, сих чинъ и достоиньства наслѣдова и еже тѣмъ от вѣка невѣдомо и незнаемое абие яко съ Богомъ напрасно прешед и возвѣсти намъ, таже и еще во утробѣ сый?

Так возвысился ли ты, Иоанн, над земным, проник ли в небесное, вознесся ли над красотой ангелов и высших служителей? Как же ты наследовал чин и достоинства тех, чье естество ты не принял, и то, что им от века было неведомо и неизвестно, тотчас ты как с Богом внезапно пришедший возвестил нам, будучи к тому же еще и в утробе?

«Не по воздуху шествовах, — рече, — ни по облакох текох, не превзыдох небеснаа, не превозвысихся огнепалных и бесплотных силъ — ничтоже от сих да непщуется — но иже надо всѣми Сый и пребываа во Отчиих недрох со Святымъ Духомъ утаи вся неотступнѣ от всѣх огньныих слугъ своих, яко во другое небо, прешед въ чрево Приснодѣвы Мариа, яви себе и тайно научи мя таковая. Возвѣститель убо есмь Младенца, „яко Отрочя раждается намъ, Сынъ и дастъся намъ",[48] по великому Исайи, „превѣчный Богъ". От неплодныа раждаюся, зане Дѣвыа рождьство приходитъ».

«Не по воздуху я шествовал, — сказал, — не по облакам мчался, не взошел на небеса, не возвысился над огненными и бесплотными силами — пусть не полагают ничего такого — но Сущий над всеми и пребывающий в Отчих недрах со Святым Духом все тщательно скрыл от своих огненных слуг, войдя в чрево Приснодевы Марии, словно в другое небо, явил себя и тайно научил меня всему этому. Ибо я — провозвестник Младенца, «потому что Младенец рождается нам, Сын дается нам», по слову великого Исайи, «предвечный Бог». Рождаюсь от бесплодной, ибо приближается рождество от Девы».

О выше естественых великодѣйствий! О преславнаго чюдодѣйства, яже намъ нерожденный младенецъ благовѣствуетъ днесь! Елика намъ Елисаветино рождьство, богословуа, провозвѣсти! Да играетъ подсолнечьная вся, да ликоствуетъ церкви предпразденьственая, предходящиим рождьствомъ Христову рождьству торждествующи, и радости да исполняются всячьскаа, возвѣстителя приемлюще Всецарева Христова пришесьтвиа!

О сверхъестественное великое дело! О преславное чудо, что нам ныне благовествует нерожденный младенец! Сколько нам рождение сына Елисаветы, богословствуя, провозвестило! Пусть возвеселится все под солнцем, пусть прославит церковь предпразднество, празднуя рождение, предшествующее рождению Христа, и пусть все исполнятся радости, принимая провозвестника пришествия Царя всех Христа!

Но, о блаженый Иоанне, в великыих великый пророче, въ прьвыих первый апостоле, в мученикох изящнѣйший великомучениче, пустынный богокрасителный гражданине, краснаго Жениха друже возлюбъленне, неизреченнаго Свѣта свѣщниче готовый, непорочнаго Агньца проповѣдниче въвѣреный, неизреченнаго Отечьскаго гласа неизреченный слышателю, креститель Христовъ нареченый, Иродовый нечистоты обличителю несуменный, иже во адѣ живота провозвѣстивый, богогласная трубо вселенѣй — воструби намъ и нынѣ с небесе священными молитвами си сладцѣ в сердци, ввѣреныимъ ти людемъ, худому своему стаду с духовныимъ моимъ отцемъ,[49] милостив же, пакы дерзнутому мною, убогыимъ, начинанию: не яко бо даръ, но яко от раба долгъ иже от любве тебѣ со страхомъ и желаниемъ принесох о Христѣ Исусѣ, Господѣ нашемъ, емуже слава и честь и покланяние съ Дръжителемъ Отцемъ и Пресвятымъ Духомъ нынѣ и присно, и во вѣкы вѣкомъ. Аминь.

Но, о блаженный Иоанне, среди великих величайший пророк, среди первых первый апостол, среди мучеников самый выдающийся великомученик, украшенный Богом житель пустыни, прекрасного Жениха возлюбленный друг, неизреченного Света уготованный подсвечник, непорочного Агнца верный проповедник, неизреченного голоса Отца неизреченный слушатель, Христа предопределенный креститель, Иродова распутства твердый обличитель, жизнь в аду провозвестивший, богогласная труба вселенной — воструби сладостно и ныне с небес священными своими молитвами в сердца нам, вверенным тебе людям, худому твоему стаду с духовным моим отцом, еще же милостив будь к дерзко предпринятому мной, убогим, делу: ибо не как дар, но как долг раба принес тебе из любви со страхом и усердием во Христе Иисусе, Господе нашем, которому слава, честь и поклонение с Владыкой Отцом и Пресвятым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.



[1] ...странную мучеником дверь? — В греческом тексте: «Как восславит необыкновенную честь мучеников?»

[2] «Болий Иоанна Крестителя... не воста». — Мф. 11, 11.

[3] Иордан — река в Палестине, в которой Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей.

[4] ...познаимъ Захариинаа, исповѣдимъ Елисаветинаа. — Захария, отец Иоанна Предтечи, «священник из Авиевой чреды» (Лк. 1, 5), т. е. священник, имевший право служения по очереди с другими потомками Аарона (см.: Аарон). Елисавета, мать Иоанна Предтечи, родственница Богородицы.

[5] Аарон — первый первосвященник, брат пророка Моисея, помогавший ему выводить евреев из Египта. Он и его потомство (к которому относился и Захария) были призваны Богом к священническому служению. Сравнение Захарии с Аароном приобретает особый смысл еще и потому, что жену Аарона тоже звали Елисавета.

[6] ...епомиду и подиръ, кидар же... и висса испещренная. — Здесь перечисляются детали торжественного облачения иудейского первосвященника. Епомида — оплечье; подир — длинная одежда, напоминающая подризник; кидар — головной убор; иакинф — гиацинт (драгоценный камень); виссон — тонкая белая ткань.

[7] Святая Святых — часть Скинии, походного храма иудеев. В Святая Святых мог входить лишь первосвященник.

[8] Сарра — жена Авраама, мать Исаака. Долгое время была бесплодной и родила в глубокой старости.

[9] Исаак — сын Авраама и Сарры, которого отец хотел принести в жертву в знак повиновения Богу. Видя покорность Авраама, Бог спасает жизнь Исааку и обещает Аврааму умножение и славу его рода.

[10] «Възвеселися, неплоды... не болѣвшия»... — Исх. 54, 1.

[11] ...немолъчнаго мученика... — В переводе с греч. обозначает и «мученик», и «свидетель». В данном случае переводчик предпочел первое из значений.

[12] ...«рождьши сына на старость»... — Ср.: Быт. 21, 7.

[13] «Кто возвѣстить Аврааму, яко доить Сарра отрочя?» — Быт. 21,7.

[14] ...велие чреждение сотворше... — Быт. 21, 8.

[15] ...Сампсонъ, рожденный Маноеви от обѣтованиа... — Самсон — один из судей Израиля. Его отец Маной долгое время не имел детей, но однажды бесплодной жене Маноя явился ангел и сказал, что она родит сына. Сын этот, Самсон, стал назореем, т. е. посвященным Богу. Среди ряда запретов, которыми должен был следовать назорей, были запреты пить вино (см. следующую использованную Феодором Студитом цитату) и стричь волосы. Благодаря своей огромной силе Самсон совершил множество подвигов. Через любимую Самсоном Далилу его врагам филистимлянам удалось выведать тайну этой необычайной силы (запрет стричь волосы), Самсон оказался в плену и впоследствии погиб. Помимо того что Иоанн Предтеча, как и Самсон, родился от бесплодной, Иоанн был также и назореем.

[16] «Не пиетъ вина... нечисто всяко».. — Суд. 13, 14.

[17] ...«той спасетъ Иизраиля от рукы враг». — Ср.: 13, 5.

[18] ...Самуила... егоже роди многопѣтаа Анна мужемь еа Елканою, возложеннаго от младеньства Богови. — Самуил — пророк и судья народа Израиля. Елкана, отец Самуила, происходил из колена левитского, предназначенного Богом для священства. Жена Елканы, Анна, была бесплодна, но после ее горячей молитвы и обещания сделать сына назореем она родила Самуила. Самуил был удостоен дара пророчества, а впоследствии стал мудрым правителем. Им были помазаны на царство первые Израильские цари — Саул и Давид.

[19] ...«Солнца правды»... — Мал. 4, 2.

[20] Ипат — сановник, консул.

[21] Епарх — правитель области, судья.

[22] Авраам — один из ветхозаветных патриархов. От двух жен, Сарры и Агари, имел сыновей Исаака и Измаила, ставших родоначальниками евреев и измаильтян. За свою праведность удостоился нескольких явлений Бога, во время которых ему было обещано многочисленное потомство.

[23] Иаков — он же Израиль, младший сын Исаака, родоначальник 12 колен Израиля.

[24] Моисей — пророк и первый священный бытописатель. Вывел еврейский народ из Египта и дал ему полученный от Бога Закон — 10 заповедей.

[25] «Иже по мнѣ грядый... первѣе мене бѣ. — Ин. 1, 15.

[26] Гавриил — архангел, в Ветхом и Новом Заветах он открывает будущее и приносит благие вести.

[27]  «Явися, — рече, — ему аггелъ Господенъ... страх нападе на нь». — Лк. 1 : 11—12.

[28] ...«страшно бо... домъ Божий». — Быт. 28, 17.

[29] ...Даниилъ, иже «желаниомъ мужъ»... — Даниил — пророк, в числе пленных иудеев оказался в Вавилоне. Его жизнь подробно описана в библейской книге, носящей его имя. Мудрость и праведность Даниила позволила ему толковать пророческие сны правителей, самому удостаиваться видений. «Мужем желаний», т. е. человеком, достойным любви Божьей, в Библии его называют архангел Гавриил (Дан. 9, 23) и безымянный дух, которого иногда отождествляют с Гавриилом (Дан. 10, 11, 19).

[30] Явися убо в таковѣ же зрацѣ... о херувимскомъ воображении сказуя. — Речь идет об очистилище, покрывающем Ковчег Завета, в котором хранились скрижали Закона. Очистилищем оно называлось потому, что раз в год для очищения грехов народа первосвященник окроплял Ковчег Завета кровью жертвенного животного. На очистилище были изображены две херувима, простирающие крылья друг к другу.

[31] ...како телесному и воображателному подпадаетъ осязанию... плотию показаниемъ? — Славянский перевод здесь не очень вразумителен. В греческом оригинале читаем следующее: «...как воплощенное и имеющее образ, доступное зрению и осязанию, и трем измерениям, каковое есть облик Спасителя, мы не будем изображать в доказательство очевидности не привидевшегося его воплощения?»

[32] Рече же к нему аггелъ: «Не бойся... молитва твоа». — Лк. 1, 13.

[33] «Не бойся, Захариа... родитъ сына тебѣ». — Лк. 1, 13.

[34] «Упование всѣмъ концем земным». — Ср. молитву священника.

[35] «...обновися, яко орелъ, юностию»... — Ср. Пс. 102, 5.

[36] ...наречещися хотяше... — Вероятно, это «хотяше» произошло из «сходяще». В греческом оригинале: «Имя, которое этимологически обозначает „сходящий свыше"».

[37] «По чесому разумѣю ... во днех своих». — Лк. 1, 18.

[38] Фома — один из двенадцати апостолов. Воскресший Христос явился ученикам в отсутствие Фомы, и когда Фоме рассказали об этом, он усомнился. Спустя восемь дней Иисус явился уже в присутствии Фомы и позволил ему осязать свои раны с тем, чтобы Фома уверовал.

[39] ...якоже при сумантяни... — Феодор Студит упоминает библейский рассказ о сонамитянке, жительнице города Сонама, принадлежавшего колену Иссахара (IV Цар. 4, 8—38). По предсказанию пророка Елисея у сонамитянки родился сын. Когда мальчик внезапно умер, Елисей воскресил его.

[40] «...якоже древле Богг Аврааму... явися ему Сый». — В качестве примеров различных знамений перечисляются известные библейские сюжеты: Быт. 17, 11; Быт 6, 9—17; Исх. 7, 12—17.

[41] «Се будеши млъча... словесемъ моимъ»... — Лк. 1, 20.

[42] ...«яже сбудется во время свое». — Лк. 1, 20.

[43] ...«изшед бо... пребываа нѣмъ»... — Лк. 1, 22.

[44] «И бысть... во чревѣ еа». — Лк. 1, 41.

[45] «Приимѣте псаломъ»... — Пс. 80, 3.

[46] ...«и дадите тимпанъ... с гусльми»... — Пс. 80, 3.

[47] ...«воспойте ему... чюдеса его». — Пс. 104, 2.

[48] ...«яко Отрочя... дастъся намъ...» — Ис. 9, 6.

[49] ...с духовныимъ моимъ отцемъ... — По всей вероятности, речь идет об игумене Платоне, выдающемся византийском подвижнике. Платон, приходившийся Феодору Студиту дядей по материнской линии, был участником 7-го Вселенского собора. На долгие годы Платон стал его ближайшим духовным другом и соратником. Во многом под влиянием игумена Платона Феодор Студит принял монашество. По настоянию больного Платона в 794 г. игуменство Саккудионского монастыря перешло от него к Феодору Студиту. Примечательно, что когда Платон вводил в Саккудионском монастыре новый устав, активное участие в создании устава принимал Феодор Студит.

ФЕОДОРА, ИГУМЕНА СТУДИЙСКОГО, СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ НА РОЖДЕСТВО КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

Имя Феодора Студита — одно из самых значимых для древнерусской духовной жизни византийских имен. Уже в 1065 г. созданный им Студийский устав был введен в Киево-Печерском монастыре св. Феодосием Печерским. Творчество Феодора Студита, широко известное на Руси, помогало становлению оригинальной русской гомилетики.

Преподобный Феодор Студит (759—826) вошел в историю как выдающийся аскет, церковный деятель и писатель. Приняв монашество в 22 года, он поселился в Саккудионском монастыре в Малой Азии и стал впоследствии его игуменом. В 798 г., спасаясь от набегов арабов на малоазийское побережье, преп. Феодор с учениками переезжает в константинопольский Студийский монастырь. С его деятельностью в этом монастыре связан знаменитый Студийский устав монашеской жизни. Судьба Феодора Студита складывалась весьма драматично. За обличение развода и нового брака императора Константина VI он был подвергнут истязаниям и ссылкам. Много бедствий пришлось претерпеть ему и за его борьбу с иконоборчеством. В истории церкви Феодор Студит остался как один из главных апологетов иконопочитания. Этой теме им посвящены три книги «Опровержений», затрагивается она и в иных его трудах. Отголоски полемики с иконоборцами находим и в публикуемом ниже Слове на рождество Иоанна Предтечи. Кроме того, Феодор Студит активно выступал против цезаропапизма за внутреннюю свободу церкви.

Главным трудом Феодора Студита считаются написанные им Большой и Малый катехизисы, содержащие поучения к братии. Тексты из этих книг были известны на Руси уже в XI в. Перечисляя творения Феодора Студита, его жития (их два, и одно из них лежит в основе другого) говорят также о существовании «Похвальной книги», содержавшей слова к праздничным дням. Из этой книги в настоящее время известно 12 слов, в том числе Слово на рождество Иоанна Предтечи и Слово на усекновение главы Иоанна Предтечи. Возможно, особый интерес Феодора Студита к личности выдающегося пророка в определенный степени объяснялся наличием в Студийском монастыре великолепного храма Иоанна Предтечи. Но гораздо более важной нам представляется внутренняя связь этих двух подвижников. Не случайно одно из житий Феодора Студита, имея в виду обличение им безнравственности императора, прямо уподобляет его Предтече. Чтобы оценить всю меру мужества этого поступка, следует вспомнить, что новый брак Константин VI заключал с двоюродной сестрой Феодора Студита.

В ВМЧ наряду с публикуемым текстом помещены еще семь похвальных слов разных авторов, посвященных тому же празднику — рождеству Иоанна Предтечи. Это хорошо иллюстрирует принцип полноты, которого придерживался митрополит Макарий при составлении ВМЧ. Время перевода памятника на церковнославянский язык нам неизвестно. Некоторые фрагменты перевода отличаются от греческого оригинала, иные из них без сравнения с греческим текстом просто непонятны. Этот же перевод содержится в минейном Торжественнике, откуда он, возможно, и попал в ВМЧ: в ряде мест текст Торжественника представляет более исправные чтения. Текст печатается по июньскому тому Софийского списка ВМЧ (РНБ, Софийское собр., № 1322, лл. 189—191). Исправления вносились на основании Успенского списка ВМЧ (ГИМ, Синодальное собр., № 995, лл. 391б—394в. За оказанную мне в этом помощь благодарю Ю. А. Грибова). В ряде случаев были учтены текст Торжественника (РНБ, Соловецкое собр., № 1050/1159, XVI в., лл. 78—86 об.) и греческий текст оригинала памятника (PG. Т. 99. Col. 747—758).