Житие и подвиги... великого князя Александра Ярославича, прозванного Невским

Подготовка текста и перевод Н. В. Понырко, комментарии В. К. Зиборова, А. В. Сиренова, Т. Г. Фруменковой

Текст:

ОСМЫЙ СТЕПЕНЬ, И ЕДИН МИТРОПЛИТЪ КИРИЛ, И ГРАНЬ ОСМАЯ, В НЕЙЖЕ ГЛАВ 13

ВОСЬМАЯ СТУПЕНЬ, И ОДИН МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ, И ВОСЬМАЯ ГРАНЬ, В КОТОРОЙ 13 ГЛАВ

 

ЖИТИЕ И ПОДВИЗИ, ВКУПѢ ЖЕ ОТЧАСТИ ЧЮДЕСА, ПРЕХВАЛНАГО И БЛАЖЕННАГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ЯРОСЛАВИЧА, РЕКОМАГО НЕВСКАГО,[1] НАРЕЧЕННАГО ВО ИНОЦѢХ АЛЕКСИЯ

ЖИТИЕ И ПОДВИГИ, ВМЕСТЕ С ТЕМ ОТЧАСТИ И ЧУДЕСА, СЛАВНЕЙШЕГО И БЛАЖЕННОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ЯРОСЛАВИЧА, ПРОЗВАННОГО НЕВСКИМ, НАРЕЧЕННОГО ВО ИНОКАХ АЛЕКСЕЕМ

 

Благослови, отче!

Благослови, отче!

 

Глава 1. Сей благовѣрный и благородный, Богом преудобренный и хвалам достойный великий князь Александръ Ярославич, иже бысть осмый степен от самодержавнаго и равноапостолнаго царя и великаго князя Владимера Свѣтославича, просвѣтившаго Рускую землю святым крещением, от Рюрика же первый надесят степен, иже от добродѣтелей многу преславну приобрѣте похвалу не токмо от человѣкъ, но и от самого Бога. От юнаго бо возраста и от младых ногтей всякому дѣлу благу научен бысть от благочестиваго си отца, богомудраго и державнаго Ярослава Всеволодича, и от святыя матери, боголюбивыя великия княгини Феодосии, иже нареченна бысть во иноческом чину Еуфросиния, от нихже воспитан бысть во всяком добромъ казании. И тако вселися в сердце его страх Божий, еже соблюдати заповѣди Господня и творити я во всем. Бѣ бо велику чтяше священнический и мнишеский чин, во все же время юности своея смиреномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя, чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и от щеславия отвращашеся; и много полагаше тщание чрево удержавати, вѣдый, яко чревное насыщение целомудрие разаряет и бдѣнию спону сотворяет и прочим добродѣтелем сопротивляется. Во устѣх же его беспрестани бяху Божественая словеса, услажающа его паче меда и сота. Прочитая же их со усердием, и внимаше и желаше сих речения и дѣломъ исполняяй. Сродницы же его, видяще его в таковых добродѣтелех преспѣвающа, и зело ползовахуся и тщахуся всячески угодити Богу, якоже и той всѣми нравы угажаше Богу; и распалашеся Божественным небесным желанием; и вся, яже в человѣцех добрая, честная, яко ни во чтоже вменяше и ни едино благоплодие душевное на обявление человѣком творити требоваше, и всячески ухищряше сокрывающи множайшая исправления премногаго ради смиреномудрия, аще бо и честию земнаго царствия почтен бысть от Бога, и супруга имѣ, и чада приложи, но смиреную мудрость стяжа паче всѣх человѣкъ.

Глава 1. Сей благоверный и благородный, Богом украшенный и хвалы достойный великий князь Александр Ярославич, что был восьмой ступенью от самодержавного и равноапостольного царя и великого князя Владимира Святославича, просветившего Русскую землю святым крещением, а от Рюрика одиннадцатой ступенью, был за добродетели много прославлен не только людьми, но и самим Богом. Ибо с юного возраста, от младых ногтей, он научен был всяческим благим делам благочестивым своим отцом, Богом умудренным державным Ярославом Всеволодовичем, и святой матерью, боголюбивой великой княгиней Феодосией, что наречена была во иноческом чине Евфросиньей, был он ими воспитан со всяческим добрым наставлением. И так поселился в сердце его страх Божий, соблюдать заповеди Господни и исполнять их во всем. Глубоко чтил он священнический и иноческий чин и во все время юности своей всей душой был смиренномудр, воздерживаясь и бдя, соблюдал душевную и телесную чистоту, стяжал кротость, а от тщеславия отвращался; и полагал много старания, чтобы сдерживать чрево, зная то, что насыщение чрева целомудрие разрушает и помеху бдению творит и другим добродетелям препятствует. На устах его были непрестанно Божественные слова, услаждавшие его больше сот медвяных. Их усердно читая, внимал он их смыслу и устремлялся к нему, и исполнял на деле. Близкие же его, видя его преуспевающим в этих добродетелях, приобретали немалую духовную пользу и старались всячески угодить Богу, как и он угождал Богу всеми поступками; и разгорался он в устремлении к небесному Богу; и все, что среди людей <почитается> добрым и славным, он ни во что вменял и не стремился объявлять людям ни одного благого плода <своей> души, и исхитрялся всячески, скрывая многочисленные свои деяния из-за великой смиренной мудрости, ибо хоть он и был удостоен от Бога чести царствовать на земле, и имел супругу, и породил детей, но стяжал смиренную мудрость больше всех людей.

 

Бѣ же возрастомъ велик зело, красота же лица его видѣти, яко Прекраснаго Иосифа,[2] сила же его бѣ, яко часть от силы Самсоновы,[3] глас же его слышати, яко труба, в народѣ. Храбрость же его, яко римскаго царя Еуспасияна,[4] Неронова, сына, иже пленил всю землю Июдейскую, иже исполчив полки своя и повелѣ приступити ко граду Антипату, гражане же вышедше победиша полки его, он же един шед возврати силу их ко вратом градным и дружинѣ своей посмѣявся рече: «Почто оставите мя единаго?» — тако и сий великий князь Александръ Ярославич побежая вездѣ, а непобедим неколиже. По премногу бо милостив бысть, якоже и богохранимый отецъ его Ярослав, во всем послѣдуя стопам его: издавая на плѣнникех много злата и сребра, посылая я ко царю Батыю во Орду за плененых руськия люди, иже бяху пленени от безбожных татар, ихже искуповая и избавляя от лютыя работы и от многих бѣд и напастей. Сам же всегда Богом сохраняем и от всѣх супротивных вездѣ невредим пребываше; наипаче же — удиви Господь милость свою на нем: и бысть всѣм супротивным страшен и грозен, и повсюду имени его трепетаху.

Был он ростом очень высок, и красота лица его была, как у Иосифа Прекрасного, сила же у него была, как часть силы Самсоновой, а голос его звучал среди народа, как труба. Храбрость его была, как у римского царя Веспасиана, сына Неронова, что пленил всю Иудейскую землю, тот, что, собрав свое воинство, приказал ему приступом взять город Иотапату, а горожане, выйдя <из города>, победили его войско, и он один пошел и возвратил все их силы к городским воротам и со смехом сказал своей дружине: «Зачем оставили меня вы одного?» — так и сей великий князь Александр Ярославич побеждал везде, а сам никогда не был побежден. Ибо был он многомилостив, как и богохранимый отец его Ярослав, во всем следуя по его стопам: отдавал за пленников много злата и серебра и отсылал его в Орду к царю Батыю за взятых в плен людей русских, что были пленены безбожными татарами, и выкупал их и освобождал от лютого рабства и от многих бед и напастей. Сам же он был всегда храним Богом и от всех врагов всегда оставался невредим; самое же главное — проявил Господь милость свою на нем: был он для всех врагов страшен и грозен, и трепетали повсюду перед его именем.

 

Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону.[5] Паче же всего любяше правосудие, о немже и боляр своих часто наказуя притчами от Божественных Писаний, яко да преже всего воспросят от Бога премудрости и от пьянства удержатся и сами пред Богом да смирятся, да не забудут лица Силнаго и не приемлют мзды неправедныя и никогоже обидят, но да избавят обидима от руки обидящих и паче повелѣннаго им ничтоже вземлют, но доволни будут оброки своими. И тако многажды глаголаше; овогда своея державы страхом воспрещаше имъ, овогда же и вѣчное воздаяние предлагаше им, иже на Страшнем Судѣ Христовѣ комуждо по дѣлом его. Боляре же и вси людие, видяще от Бога дарованную ему премудрость ничтоже могуще отвѣщати, но вседушно обещевахуся творити, якоже повелѣваше им.

Мудрость и острота ума даны ему были от Бога, как Соломону. Более же всего любил он справедливость, чему и бояр своих учил часто притчами из Божественных Писаний, чтобы просили они у Бога прежде всего мудрости и удерживали себя от пьянства, и сами бы смирились перед Богом, чтобы не забывали они о лице Владыки и не брали бы мзды неправедной, и никого не обижали, но чтоб избавляли обижаемых из рук обидчиков, и чтобы больше разрешенного им ничего не брали, но довольствовались бы жалованьями своими. И говорил так <им> многократно; иногда принуждал их страхом перед своей властью, иногда же и вечное воздаяние представлял им, что <будет> на Страшном Суде Христовом каждому за дела его. И бояре, и все <другие> люди, видя Богом дарованную его мудрость, ничего не могли ему ответить и от всей души обещали делать так, как он повелевал им.

 

И тако ему Богом дарованную державу мужественно и праведно по Бозѣ управляющу и такову слуху прошедшю о нем и во многих в далних странах, и мнози тщахуся видѣти его. И еще же тогда в лѣто 6745 слышаху всюду, иже безбожный царь Батый Божиим попущением много зла сотвори велицей Земли рустей; а идѣже тогда сий блаженный Александръ со отцем своим Ярославомъ пребываху державствующе в Великом Новѣграде, и тамо доити поганым возбрани нѣкая сила Божественная и не попусти им нимало приближитися не токмо ко предѣлом Великаго Новаграда, но идѣже и индѣ прилучится им тогда пребывати и воинствовати супротивных и враждующих литву и нѣмецъ,[6] и вездѣ Божиим заступлением нимало не ратоваху на них суровии они татари. (...)

И тогда как мужественно и справедливо он правил по Божьей воле Богом дарованной державой, прошел слух о нем по многим дальним странам, и стремились многие его увидеть. Да еще тогда же, в 6745 (1237) году, стало всюду известно, что безбожный царь Батый сотворил по Божьему попущению много зла великой Земле русской; а в Великий Новгород, туда, где тогда пребывали блаженный сей Александр с отцом своим Ярославом, возбранила дойти поганым некая Божеская сила и не только не дала им ни на сколько приблизиться к пределам Новгорода Великого, но и в других местах, где им случалось тогда пребывать и воевать против враждебных литовцев и немцев, везде Божиим заступлением не нападали на них совсем жестокие те татары. <...>

 



[1] Житие... Александра Ярославича, рекомаго Невскаго... — Александр Невский был канонизирован русской церковью. Первоначальная редакция его жития была составлена в 80-е гг. XIII в. (см. наст. изд., т. 5), в Степенной книге помещена особая редакция жития, созданная в середине XVI в.

[2] ...яко Прекраснаго Иосифа... — Иосиф (библ.) — патриарх, сын патриарха Иакова, был «красив станом и красив лицом» (Быт. 30—50).

[3] ...яко часть от силы Самсоновы... — Самсон (библ.) — обладавший сверхъестественной силой герой эпохи судей, прославился в борьбе с филистимлянами (см.: Книга Судей. 13—16).

[4] ...яко римскаго царя Еуспасияна, Неронова сына, иже пленил всю землю Июдейскую... и повелѣ приступити ко граду Антипату. — Автор жития ссылается на «Историю Иудейской войны» Иосифа Флавия — выдающийся литературный памятник, посвященный восстанию в Иудее в 67—73 гг., древнерусский перевод которого был распространен на Руси уже в XI—XII вв. (см. наст. изд., т. 2). Веспасиан Тит Флавий (39—81) — римский полководец, затем император. Нерон (38—68) — римский император с 54 г. Град Антипата — имеется в виду один из эпизодов Иудейской войны: взятие иудейской крепости Иотапаты в 67 г.

[5] Соломон (библ.) — царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965—928 гг. до н. э.), прославился своей мудростью.

[6] ...воинствовати супротивных и враждующих литву и нѣмецъ... — Александр Ярославич Невский прославился в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремились овладеть Новгородом и Псковом в то время, когда остальная Русь подвергалась страшному нападению татар: в 1240 г. он одержал победу над шведами в битве при впадении р. Ижоры в Неву, в 1241 г. отвоевал у немцев крепость Копорье, в 1242 г. освободил Псков и, войдя в пределы Ливонии, дал немецким и ливонским рыцарям сражение на льду Чудского озера, разбив противников наголову; в 1242—1245 гг. совершил ряд побед в борьбе с литовцами.