Минимизировать

РАССКАЗ ВАССИАНА КОШКИ О ПОСЛЕДНИХ ДНЯХ И ПРЕСТАВЛЕНИИ ТВЕРСКОГО ЕПИСКОПА АКАКИЯ

Подготовка текста, перевод и комментарии Е. В. Крушельницкой

Текст:

О ПРЕСТАВЛЕНИИ СВЯТОГО ЕПИСКОПА АКАКИА ТВЕРЬСКАГО И О ЖИТИИ ЕГО ВКРАТЦѢ

О ПРЕСТАВЛЕНИИ СВЯТОГО ЕПИСКОПА АКАКИЯ ТВЕРСКОГО И О ЖИТИИ ЕГО ВКРАТЦЕ

Лѣта 7070 пятаго месяца генваря 14 день преставися епископъ Акакей[1] тверьский и кашинский, во вторый час нощи съ вторника на среду, на пятоенадесят число, на память преподобных отець Павла Фивѣйскаго[2] и Иоанна Кущника.[3] Пас церковь Божию лѣт 44,9 месяць и 14 дней. А всѣх лѣтъ живота его от рожениа 80 и 5 лѣт без дву месяцовъ.

В год 7075 (1567) в 14 день месяца января преставился епископ тверской и кашинский Акакий, во втором часу ночи со вторника на среду, на 15 число, на память преподобных отцов Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Пас церковь Божию 44 года 9 месяцев и 14 дней. А всех лет жизни его от рождения 85 без двух месяцев.

Житие же и преставление святого епископа Акакиа Тверскаго бысть дивно. И до преставлениа лѣт живота своего никогдаже соборнаго пѣниа в кельи своей не вмѣщаше, опроче Феодоровой недели,[4] но всегда со тщанием в соборную церковь хожаше. Аще и великая его немощь обдержит или зима мразна велми, а владыка же Акакей все терпяше и со тщаниемъ всегда в соборную церковь безодъкладно хожаше.

Житие же и преставление святого епископа Акакия Тверского было удивительно. До скончания лет жизни своей никогда он соборного пения в келье своей не совершал, кроме Федоровой недели, но всегда с усердием ходил в соборную церковь. Даже если его одолевал тяжелый недуг или зима очень морозная была, владыка Акакий все терпел и с усердием всегда в соборную церковь непременно ходил.

Егда же приближися время преставлению его, и за пять день до Христова Рожества,[5] в четвергь после вечерни,[6] противъ петка, 20-го числа, пришед владыка в келью и сотворивъ начало[7] по обычаю, и повелѣ к себе призвати ризничего Макария. И вопроси его: «Сколько ставлеников?»[8] Ризничей же сказа: «Два». И владыка ризничему повелѣ ставлеником пошлины всѣ сполна отдати и отпустити ставлениковъ восвоя. Ризничей же нача глаголати нѣчто: «Святый владыко, Богъ облегчит тебѣ служити на Христово Рожество, а ставлеников толко два — одинъ в попы, а другой во дияконы. И ты, дасть Богъ, обѣих вдругъ съвершишъ да и отпустишъ». И пакы владыка, аки злобяся, глаголя ризничему, веля их отпустити, отдавъ пошлины всѣ. И по приказу владычню ризничей сотвори тако.

Когда же приблизилось время преставления его, за пять дней до Рождества Христова, в четверг после вечерни, перед пятницей, 20-го числа, пришел владыка к себе в келью и, сотворив начало по обычаю, велел позвать к себе ризничего Макария. И спросил его: «Сколько ставлеников?» Ризничий сказал: «Два». И владыка велел ризничему пошлины все сполна ставленикам отдать и отпустить их восвояси. Ризничий же начал на это что-то говорить: «Святой владыка, Бог облегчит тебе службу на Христово Рождество, а ставлеников только два — один в попы, а другой в дьяконы. И ты, даст Бог, над обоими сразу поставление совершишь да и отпустишь». И опять владыка, будто осердясь, велел ризничему их отпустить, отдав все пошлины. И по приказу владыки ризничий так и сделал.

Да приказал владыка ризничему вѣсть подати попу Аврамию, что служитъ у Всемилостиваго Спаса[9] на владычне дворе, да иподияком,[10] чтобы по площатскому звону пришли в кѣлью завьтреню[11] пѣти и прочее правило.[12] И отпусти ризничего в келью. А сам владыка пойде в заднюю кѣлью, а Васиану духовнику повелѣ пойти с собою же в заднюю кѣлью. И по молитвѣ повелѣ Васиану поблиску собя сѣсти, и нача умилными рѣчьми говорити владыка сице: «Васиянъ, спи ты у меня в прежней кѣльи да бреги, какъ видиши меня учну преставлятися, и ты бы потщался канунъ[13] проговорити на исход души». Духовник же, слышавъ наказъ от святого владыкы и взем благословение, пойде в келью свою, и в вечер глубокий прихожаше и спаше в прежней кельи святого владыки, часто же и в заднюю кѣлью день и нощь ко владыкѣ вхожаше брежениа для.

Еще приказал владыка ризничему подать весть попу Авраамию, который служит в храме Всемилостивого Спаса на владычном дворе, и иподьякам, чтобы по звону на площади пришли в келью петь заутреню и прочее правило. И отпустил ризничего в келью. А сам владыка пошел во внутреннюю келью и Вассиану духовнику велел пойти с собою же во внутреннюю келью. И после молитвы велел он Вассиану рядом с собою сесть, и начал владыка кроткой речью говорить так: «Вассиан, спи ты у меня в передней келье да стереги, как увидишь, что я стану умирать, и ты бы постарался прочитать канон на исход души». Духовник же, выслушав наказ святого владыки и взяв благословение, пошел в келью свою, и поздним вечером приходил и спал в передней келье святого владыки, часто же днем и ночью и во внутреннюю келью ко владыке входил для присмотра.

Владыка же до преставлениа своего за полчетверты недели, от двадесятаго числа месяца декабря до 14-го числа генваря, ото изнеможениа въ церковь не выходил ни на Христово Рожество, ни на Богоявления,[14] ни в прочая дни, от 20-го числа декабря. На ребрех же в ту полчетверты недели никакоже не опочиваше, но все сидя безпрестани молитвовалъ и без сна пребываше. Молебник бо бысть вѣренъ о благовѣрном царе великом князе Иване многолѣтном здравии и спасении, и о его благовѣрной царице великой княине Марии, и о их богодарованных чадех, царевиче Иване и царевиче Феодоре,[15] и о их христолюбивом воиньстве, и о всем православном християньстве.

Владыка же за три с половиной недели до своего преставления, с 20 числа месяца декабря и до 14 числа января, из-за изнеможения в церковь не выходил ни на Христово Рождество, ни на Богоявление, ни в другие дни, с 20 числа декабря. И в те три с половиной недели ни разу не спал лежа, а все сидя беспрестанно молился и без сна пребывал. Ибо был молитвенник истинный о многолетнем здравии и спасении благоверного царя великого князя Ивана, и о его благоверной царице великой княгине Марии, о их дарованных Богом чадах, царевичах Иване и Федоре, о христолюбивом воинстве и о всем православном христианстве.

Нѣкогда же у владыкы духовнику седящу пред преставлениемъ, и владыка възревъ на духовника и рече: «Яз и о вас Богу молюся». Духовник же поклоняется владыке до земля и глаголет: «Помилуй мя, Господи, твоими молитвами, святый владыко».

Однажды, незадолго до смерти владыки, сидел у него духовник, и владыка посмотрел на духовника и сказал: «Я и о вас Богу молюсь». Духовник же поклонился владыке до земли и сказал: «Помилуй меня, Господи, твоими молитвами, святой владыка».

Святую же дору протопопъ и укропъ священници всегда послѣ обѣдни ко владыке в келью приношаша на дискосных блюдех,[16] а хлебець Пречистой[17] во время вкушенья в обѣд всегда съвершался. А Пречистым Животворящим Христовым Тайнам пред преставлением двожды причащался. А отнелиже и на владычество сѣлъ, кромѣ вкушения обѣдѣннаго, втораго вкушениа, иже есть ужина, у владыки не бывала ни на Великъ день,[18] опроче пития мѣрнаго по нужи. Егда же рознемогся, такоже в обедъ со своими старцы вкупе вкушаше, кромѣ же обѣда и в немощи не вкушаше, опроче пития мѣрнаго за нужу. А отнелиже и пострихся от святыа руки преподобнаго игумена Иосифа,[19] и известился в мимошедших и прощение получив, не изыде скверное слово изо устъ его и до преставления. Прочие же святого владыкы добродетели — смирение и любовь, и милость ко всѣм, паче же к нищим, — како могу все исписати!

Святую же дору и теплоту протопоп и священники всегда после обедни ко владыке в келью приносили на дискосных блюдах, а вкушение хлебца Пречистой во время обеда всегда совершалось. А Пречистым Животворящим Христовым Тайнам перед смертью дважды причащался. И с тех пор, как был поставлен на епископство, кроме обеда, второго приема пищи, то есть ужина, у владыки не было даже в Великий день, а только питье в меру по нужде. А когда занемог, так же обедал вместе со своими старцами, кроме же обеда никакой пищи и в болезни не принимал, только питье умеренное по нужде. С тех же пор, как принял постриг от святой руки преподобного игумена Иосифа, покаялся в прошедшем и прощение получил, не вышло ни одно скверное слово из уст его до самой смерти. Все же другие святого владыки добродетели — смирение, любовь и милость ко всем, особенно к нищим, — как могу описать!

Не за долго же время, за пять день, до преставления в вечер глубокый после правила пошли из задние кѣльи к собѣ попъ и подияки, духовник же остался единъ и сидѣ блиско владыкы. Владыка же, аки во снѣ, учал одно слово многижда говорити: «Окакей пошол, Акакей пошол». Духовник же рече владыке: «Про которого, государь, Окакиа говоришь?» Владыка же, аки злобяся, рече: «Акакие, владыка тверский, умер». Духовник же рече: «Дай, Господи, ты, государь, многолѣтъствовалъ. Яз, нищей, желаю того, чтобы ты, святый владыка, меня погребъ». Владыка же ктому слова никакова не рече, токмо Исусову молитву глаголаше к образу умилно въслух с хлипаниемъ, слезныма очима. И потом в другий день в вечер после правила такоже духовникъ у владыки поостался, и владыка учалъ говорити: «В четвергъ мнѣ служити, аже Богъ даст». И ктому слова никакова не рече, токмо Исусову молитву, ко образу взирая, вслух глаголаше с хлипаниемъ. Духовник же тому удивился, видячи его в великой немощи. После же преставлениа святого владыки духовник всѣ речи владычни уразумѣлъ, что владыка преставление свое за долго время вперед провиделъ.

Незадолго до смерти, за пять дней, поздно вечером после правила пошли поп и иподьяки из внутренней кельи к себе, духовник же один остался и сел подле владыки. И владыка, как во сне, начал одно и то же много раз повторять: «Акакий пошел, Акакий пошел». Духовник спросил владыку: «Про которого, государь, Акакия говоришь?» Владыка же, будто осердясь, сказал: «Акакий, владыка тверской, умер». Духовник ответил: «Дай, Господи, тебе, государь, еще много лет. Я, нищий, хочу, чтобы ты, святой владыка, меня похоронил». Владыка же затем ни слова не сказал, только Исусову молитву к иконе вслух умиленно проговорил, плача, со слезами на глазах. И потом, в другой день вечером после правила так же духовник у владыки остался, и владыка произнес: «В четверг мне служить, если Бог даст». И затем ни слова не прибавил, только Исусову молитву, взирая на икону, вслух проговорил с плачем. Духовник удивился сказанному, видя его в тяжелой немощи. После же преставления святого владыки духовник все речи его уразумел, понял, что владыка преставление свое задолго вперед предвидел.

И потом за день до преставлениа своего, в понеделник вечере после правила, посылает владыка по духовника келейника своего старца Прохора, бяше бо духовникъ после правила отшел в келью свою. Келейникже, пришед кдуховнику, повѣдает: «Владыка зовет». Духовник же скоро прийде ко владыке и поклоняется к образомъ с молитвою, и у владыкы благословляется. Владыка же повѣлѣ сѣсти духовнику подле собя на конике от дверей. И паки владыка глаголет о кануне на исход души, чтобы не оплашивался. Духовник же глаголет: «Помню, святый владыка, твой наказ, аже Богъ даст». И нача духовник владыкы спрашивать: «Государь святый владыка, каково у тобя на сердце и что твоя болезнь?» Владыка же рече: «Не вѣдаю, а болезни яз не чую никоторыя в себе, отнелиже ты прислалъ канунъ преподобнаго игумена Иосифа, и яз по вся дни его говорю и молитвами преподобнаго игумена Иосифа с тѣх мѣстъ не чюю в себѣ никакиа болезни». И вопраша же владыка: «Колко тому, как канунъ ко мнѣ прислал еси?» Духовникъ рече: «Полчетверта году».

И потом за день до преставления своего, в понедельник вечером после правила, посылает владыка за духовником келейника своего старца Прохора, ибо духовник после правила ушел в свою келью. Келейник, придя к духовнику, оповещает: «Владыка зовет». Духовник тотчас приходит ко владыке, кланяется с молитвою перед образами и у владыки благословляется. Владыка же велел духовнику сесть подле себя на лавке у дверей. И опять владыка стал говорить о каноне на исход души, чтобы духовник не оплошал. Духовник же сказал: «Помню, святой владыка, твой наказ, если Бог даст». И начал духовник у владыки спрашивать: «Государь святой владыка, каково у тебя на сердце и как твоя болезнь?» Владыка же сказал: «Не знаю, а болезни никакой я в себе не чувствую с тех пор, как ты прислал канон преподобному игумену Иосифу, и я каждый день его читаю и с той поры молитвами преподобного игумена Иосифа не чувствую в себе никакой болезни». И спросил владыка: «Сколько времени прошло, как канон мне прислал?» Духовник ответил: «Три с половиной года».

Владыка же нача благодарити старца Фатея, ученика великого старца Касиана Босово,[20] что подвигнулся на таковое великое дѣло — составити канунъ и всю службу преподобному игумену Иосифу. Да и то владыке радосно, что, составивъ, Фатей и извѣсно учинил Макарию[21] митрополиту всея Русии и благословение от митрополита приялъ, еже в кельи молитвовати по ней и до празнованиа соборнаго изложениа. И потомъ паки владыка нача глаголати преподобному игумену Иосифу тропарь:[22] «Яко постником удобрение и оцемъ красота, милости подателя, разсужению свѣтильника, вси вѣрнии, съшедшеся, въсхвалимъ кротости учителя и новоявленным еретиком посрамителя,[23] премудраго Иосифа, рускую звѣзду, молящася Богови помиловатися душам нашимъ». Духовник же поклоняется владыкѣ радостными слезами до земля, глаголя: «Вѣлми, святый владыко, утешился есми, слышачи таковую похвалу преподобному Иосифу изо устъ святых твоих. Да и яз, слышавъ, желаю навыкнути». Владыка же рече г духовнику: «Ты же мнѣ прислалъ». Духовник же рече: «Прости, святый владыко, дерьзнулъ есми прислати по твоему светительскому повѣлению и благословению». Владыка же рече: «Яз тобѣ на том челом бию». И пакы владыка нача глаголати преподобному игумену Иосифу кондак:[24] «Жития треволнения и мятежа мирьскаго, и страстная взыграниа ни во что же вмѣнивъ, пустынный гражанинъ показася, многым бысть наставник, Иосифе преподобне, иноком събратель и молебникъ вѣренъ, чистотѣ рачитель, моли Христа Бога спастися душамъ нашим».

И стал владыка благодарить старца Фотия, ученика великого старца Кассиана Босого, за то, что он решился на такое великое дело — составить канон и всю службу преподобному игумену Иосифу. И тому владыка радовался, что Фотий, составив службу, известил об этом митрополита всея Руси Макария и благословение от митрополита принял, чтобы в келье по ней молиться до соборного установления празднования. И потом опять владыка начал читать тропарь преподобному игумену Иосифу: «Как постников украшение и отцов красоту, все правоверные, собравшись, восхвалим милости подателя, разума светильника, кротости учителя и новоявленных еретиков обличителя, премудрого Иосифа, русскую звезду, моля Бога помиловать души наши». Духовник поклонился владыке до земли и с радостными слезами сказал: «Святой владыка, очень радостно мне слышать такую похвалу преподобному Иосифу из уст твоих святых. Да и сам я, услышав, хочу выучиться». Владыка же сказал духовнику: «Ты ведь мне прислал». Духовник ответил: «Прости, святой владыка, дерзнул я прислать по твоему святительскому повелению и благословению». Владыка же сказал: «Я тебе за то кланяюсь до земли». И опять стал владыка читать кондак преподобному игумену Иосифу: «Жития треволнения, суеты мирской и страстей взыграния ничем посчитав, жителем пустыни явился, многим был наставник, Иосиф преподобный, иноков собиратель и молитвенник истинный, чистоты хранитель, моли Христа Бога о спасении душ наших».

И потом владыка почалъ утешатися пространною беседою про Иосифовъ манастырь,[25] глаголя же сице: «В Осифовѣ манастыре старцы — пророки. Подобѣнъ Иосифовъ монастырь старцами Печерьскаго манастыря старцем киевьским,[26] иже бысть во оно время при благовѣрных великих князех». Духовник же рече: «Государь святый владыка, Пречистою милостию, молитвами преподобнаго игумена Иосифа, царскым жалованиемъ есть у чего и с кѣмъ в Осифовѣ монастыре жити». Владыка же пакы нача молитвовати и молитвѣ своей внимати, бяше бо владыка навыкъ многие кануны наизусть говорити да Иосифовъ канунъ и стихеры.[27] Велми бо дивно слышати: что владыка ни станет с кѣмъ говорити, — все здравым гласом, а не дряхлым и изнемогшим. Духовник же с келейными старцы неотступно пребываше у владыкы брежениа для.

И потом владыка начал утешаться долгой беседой о Иосифове монастыре, говорил же так: «В Иосифове монастыре старцы — пророки. Подобен Иосифов монастырь старцами Печерскому монастырю с его киевскими старцами, которые были в прошлые времена при благоверных великих князьях». Духовник же сказал: «Государь святой владыка, Пречистой милостию, молитвами преподобного игумена Иосифа, царским жалованьем есть у чего и с кем в Иосифове монастыре жить». И опять владыка стал молиться и молитве своей внимать, ибо привык владыка многие каноны наизусть читать, также и Иосифу канон и стихиры. И очень удивительно было слышать: что владыка ни станет кому говорить, — все здоровым голосом, а не дряхлым и изнемогшим. Духовник же с келейными старцами не отходя пребывал у владыки для присмотра.

Во вторник же, в последний день, во нь же преставися святый владыка, во время завьтрени ко владыке прииде феодоровъской архимандритъ Ефремъ,[28] зело бо владыка архимандрита Ефрема любил за его добродетелное житие. И видя архимандрит владыку велми изнемогша, и молит з духовником и с старцы с келейными, чтобы владыка лег на постели легости для. Бяше бо владыка, како и рознемогся, на ребрех не леживал, но все сидя молитвовалъ и бес сна пребывалъ, якоже преже речено бысть. И владыка же к молению ихъ приклоняется и повелѣ постелю послати на коникѣ у дверей против образовъ. И повелѣ владыка собя на постели положити. Молитва же изо устъ святого владыкы къ Всемилостивому Спасу и до последнего издыханиа непрестанно исхожаше о благовѣрном и христоносном царе Иване и о его благовѣрной царице Марии, и о их богодарованных чадех царевичахъ Иване и Феодоре, и о христолюбивом царя Ивана воиньствѣ, и о всѣхъ православных християнехъ.

Во вторник, в последний день, в который преставился святой владыка, во время утрени пришел к владыке федоровский архимандрит Ефрем, ибо владыка очень любил архимандрита Ефрема за его добродетельную жизнь. Видя, что владыка слишком изнемог, стал архимандрит с духовником и старцами келейными молить владыку, чтобы он лег на постели для облегчения. Ибо владыка, даже когда и занемог, не ложился, но все сидя молился и без сна пребывал, как прежде было сказано. И владыка внял их молению и велел постель постлать на лавке у дверей против образов. И велел владыка себя на постель положить. Молитва же ко Всемилостивому Спасу из уст святого владыки до последнего вздоха непрестанно исходила о благоверном и христоносном царе Иване и о его благоверной царице Марии, о их дарованных Богом чадах, царевичах Иване и Федоре, о христолюбивом воинстве царя Ивана и о всех православных христианах.

На утреи же пред обеднею прихожаху ко владыке в келью отрьческой архимандрит Вавила[29] и феодоровской архимандрит Ефрем, и игумены многые посатские, и Пречистые обители Желтикова архимандритъ Саватей[30] и благословяхуся. Владыка же всѣх благословляет совершенным здравымъ разумом и прощение даетъ, якоже всегда, ни есть убо у святого владыкы ни единаго человека не прощенна и не благословенна, всѣх бо владыка Акакие имѣетъ прощенных и благословенныхъ. Архимандрит же Ефрем нача говорити владыке, чтобы в среду еще причастился Животворящихъ Христовыхъ Таинъ. И владыка рече: «Добро».

Утром перед обедней приходили ко владыке в келью отроческий архимандрит Вавила, федоровский архимандрит Ефрем, многие игумены посадские и Желтикова монастыря Пречистой архимандрит Савватий и благословлялись. И владыка в совершенном здравом разуме всех благословляет и прощение дает, как всегда, и нет у святого владыки ни единого человека непрощенного и неблагословленного, ибо всех владыка Акакий простил и благословил. Архимандрит Ефрем стал говорить владыке, чтобы в среду еще причастился Животворящих Христовых Тайн. И владыка сказал: «Добро».

Вкушения же во вторникъ у владыкы не было. С обеденныя же поры ни с кѣм не почалъ ничего говорити, токмо с проволоком нача глаголати «Радуйся» до вечерни. И за вечернюю пору такоже «Радуйся» говорилъ, да потише. Духовник же по преставлении уразумѣ, что владыка похвалные кануны Пречистыя Богородици мыслию говорилъ, языком же неизмогал, токмо «Радуйся».

Пищи же во вторник владыка не принимал. С обеденной поры ни с кем не стал ни о чем говорить, только начал медленно произносить «Радуйся» до вечерни. И вечером так же «Радуйся» говорил, но потише. Духовник после его смерти уразумел, что владыка похвальные каноны Пречистой Богородице в мыслях читал, языком же не мог, только «Радуйся» повторял.

За чазъ же до вечера прииде феодоровъской архимандрит Ефремъ. Владыка же еще «Радуйся» говоритъ, да уже тихо. На первом же часу нощи абие владыка аки усыпати сталъ. Архимандрит же Ефрем учал канунъ на исход души говорити. Духовник же вземъ кандило з благоуханным фемияном, нача кадити и почалъ молитву на исход души говорити. Егда же на отпуске[31] кануна, и владыка аки уснулъ, и абие легко икнулъ на втором часу нощи. Таково святого владыки преставление. Лице же его учинилося свѣтло паче, неже у живаго, очи же и устне, якоже у спяща. Архимандрит же Ефремъ с духовником и с старци келейными мощи святого владыкы пологають на одре и начаша говорити келейное правило, а сторожу церковному повѣлеша немного позвонити в благовѣстной колокол явьствено чинять святого владыкы преставление.

За час до вечерни пришел федоровский архимандрит Ефрем. Владыка же еще «Радуйся» говорит, но уже тихо. На первом часу ночи владыка вдруг будто отходить стал. И архимандрит Ефрем начал канон на исход души читать. Духовник же, взяв кадило с благоуханным фимиамом, стал кадить и читать молитву на исход души. Во время же отпуста канона владыка будто уснул и вдруг легко икнул во втором часу ночи. Таково святого владыки преставление. Лицо же его сделалось светлее, чем у живого, а очи и уста, как у спящего. Архимандрит Ефрем с духовником и старцами келейными мощи святого владыки положили на одре и начали читать келейное правило, а церковному сторожу велели немного позвонить в благовестный колокол, чтобы объявить о преставлении святого владыки.

На утрее же в среду на первом часу дни съехалися отроческой архиманъдритъ Вавила (а феодоровской архимандрит Ефрем туто и бысть, во владычне кельи и начевал) и игумены посадские, и Пречистые обители Жолтикова архиманъдрит Саватей. И начаша по указу святых отець отирати губою мощи святого владыкы и облачаютъ святого владыку Акакиа во весь служебный святительской санъ. А сторожомъ церковным повелѣша в благовѣстной колокол созывати на провожение мощей святого владыкы ис кельи в соборную церковь в Спасъ. Священноиноком же посатскым всѣмъ велѣли приказати, чтобы были диаконы их с кандилы и с фимьяном. И по приказу тако и бысть. А живописцы иконые — Иван сынъ Володимеров живописца.

Наутро в среду в первом часу дня съехались отроческий архимандрит Вавила (а федоровский архимандрит Ефрем тут и был, в келье владыки ночевал), игумены посадские и Желтикова монастыря Пречистой архимандрит Савватий. И стали по правилу святых отцов отирать губкою мощи святого владыки и облачать святого владыку Акакия во все служебные святительские одежды. А церковным сторожам велели звонить в благовестный колокол и созывать всех на проводы мощей святого владыки из кельи в соборную церковь Спаса. Священноинокам же посадским всем велели приказать, чтобы были дьяконы их со светильниками и фимиамом. И по приказу все так и было. И иконописцы были — Иван, сын Владимира живописца.

И егда же у владыкы в кельи архимандриты и игумены указное святыми отцы совершиша над мощьми святого владыкы, и понесоша игумены и священници мощи святого владыкы на одре выше глав своих в соборную церковь въ Спасъ, поюще Тресвятое пѣние «Святый Боже»,[32] исходную пѣснь всякому человеку. Со свещами и с кандилы, со многыми слезами не радостная, но плачевная пояху и глаголаху: «Отъиде от нас доброта, о нейже паче солночныхъ лучъ просвѣщахуся, угасе свѣтилникъ, сияя надъ главою сердца нашего и отгоняя и просвѣщаятмуневидѣния, еже по души нужных. Велика ны днесь окружи бѣда, понеже велик сосуд Божиих даровъ взятся от нас, в немже бяше любовь нелицемѣрна, Авраамово страннолюбие,[33] Ияковле незлобие,[34] Иосифово цѣломудрие,[35] Иевлево терпѣние,[36] Моисѣево милование,[37] Давидова кротость».[38] И глаголаху с рыданиемъ: «Аще забудем тебе, святый владыка Акакие, забвена буди десница наша. Подобает же уже оставити плачевная, благодушиемъ себе утвердити, занеже не взятся от насъ пастырь добрый, святый Акакий владыка, болши нынѣ назирает нас, нынѣ, яснѣйший, молится о нас. Аще и завѣсу плоти отложи, но духомъ с нами есть».

Когда в келье владыки архимандриты и игумены все указанное святыми отцами над мощами святого владыки совершили, понесли игумены и священники мощи святого владыки на одре над головами своими в соборную церковь Спаса, распевая Трисвятое пение «Святый Боже», песнь на кончину всякого человека. Со свечами и светильниками, со многими слезами не радостное, но плачевное пели и говорили: «Отошла от нас благость, больше солнечных лучей нас просвещавшая, угас светильник, сияющий на высоте в сердцах наших, отгоняющий и просвещающий тьму неведения для душ нуждающихся. Великая нас сегодня обступила беда, ибо взят от нас великий сосуд Божьих даров, в котором была любовь нелицемерная, Авраамово страннолюбие, Иаковлево незлобие, Иосифово целомудрие, Иевлево терпение, Моисеева милость, Давидова кротость». И говорили с рыданием: «Если забудем тебя, святой владыка Акакий, пусть забыта будет десница наша. Следует нам уже оставить плач, душевным благом себя утвердить, ибо не взят от нас пастырь добрый, святой владыка Акакий, но еще больше ныне нас направляет, ныне, яснейший, молится о нас. Хотя он и оставил завесу плоти, но духом с нами пребывает».

По приказу же самого владыкы Акакиа погребены бысть святыя мощи его чесно въ Пречистой обители в Жолтиковѣ резаньскымъ епископом Филофеем,[39] посланиемъ благовѣрнаго и христолюбиваго царя государя великаго князя Ивана Васильевича, всея Русии самодержьца, по благословению пресвещеннаго Филиппа[40] митрополита всея Русии. Погребены же бысть мощи по преставлении его в третьинадесят день, в понеделник, месяца генваря 27 день, на паметь възвращение честных мощей иже въ святых отца нашего Иоанна Златаустаго.[41]

По приказу самого владыки Акакия погребены были святые его мощи с честью в Желтиковом монастыре Пречистой рязанским епископом Филофеем, по приказу благоверного и христолюбивого царя государя великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, и по благословению преосвященного митрополита всея Руси Филиппа. Погребены же были мощи в тринадцатый день после преставления его, в понедельник, в 27-й день месяца января, на память возвращения честных мощей святого отца нашего Иоанна Златоуста.

Сия же яз, нѣпотребный чернец, святого владыкы Акакиа духовник Васиян написал себъ на прочитание памяти для, что Богъ сподобил мя от такаваго святого благословение прияти и чесным мощем его коснутися.

Сие же я, недостойный чернец, святого владыки Акакия духовник Вассиан написал себе для прочтения на память, что Бог удостоил меня от такого святого благословение принять и честным мощам его коснуться.



[1] Акакий — родился в семье священника, принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре. С 1517 г. Акакий был архимандритом Возмицкого Рождества Богородицы монастыря в Волоколамске, а с марта 1522 г. до своей смерти 14 января 1567 г. занимал кафедру епископа Тверского и Кашинского. Акакий был участником многих церковных соборов: поставления русских митрополитов Иоасафа (1539 г.) иМакария (1542 г.), канонизации русских святых (1547 г.), Стоглавого собора (1551 г.), собора, осудившего как еретика бывшего Троицкого игумена Артемия (1554 г.), поставления казанского архиепископа Гурия (1555г.). На соборах 1564 и 1566 гг. Акакий уже не присутствовал из-за «великой старости и болезни». Будучи сторонником иосифлян, Акакий отличался от них своими умеренными взглядами. Когда под его надзор в Тверской Отрочь монастырь был отправлен из Иосифо-Волоколамского монастыря осужденный Максим Грек (жил в заточении в Тверском Отроче монастыре в 1531—1553 гг.), Акакий отнесся к нему доброжелательно. Сказание о Максиме Греке отмечает, что Максим «во граде Твери во епископии неизглаголанными судьбами человеколюбца Христа Бога ослабу улучи от епископа Тверскаго Акакия» (РНБ, Соловецкое собр., № 495, л. 718). Максим Грек посвятил Акакию сочинение, названное «Сложение вкратце о бывшем пожаре Тферском, тако ж и похвала о обновлении церковнаго украшения, бывшаго боголюбивым епископом Тферскым Акакием». Речь идет о большом пожаре в Твери в 1537 г. («...и весь град выгоре... а владыку Акакия промежь дву конь едва из града умчаша». — ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 303). При епископе Акакии в Твери был построен Троицкий храм; в тверских пределах на острове Столбном на озере Селигер монах Нил основал свой монастырь. Акакий занимался переписыванием книг — сохранилось Евангелие от Иоанна, переписанное его рукой (ТИМ, Епархиальное собр., № 39).

[2] Павел Фивейский — Считается первым по времени христианским монахом. Во время гонений на христиан римского императора Деция бежал в Фиваиду, где прожил 91 год около ручья под пальмой, плодами которой питался, а листьями одевался. Умер ок. 341 г.

[3] Иоанн Кущник — преподобный, подвизался в V в. в Византии (умер ок. 450 г.).

[4] Федорова неделя — Возможно, имеется в виду богослужение в день памяти Федора Тирона, которая приходится на субботу первой недели Великого поста. Федор Тирон — мученик, пострадавший за веру в 306 г. в городе Анасии.

[5] Рождество Христово — великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря (по старому стилю).

[6] Вечерня — богослужение, которое совершается в конце дня и является началом суточного круга церковных служб.

[7] Начало — Начало или начал — определенная последовательность молитв при семи поклонах, которыми предваряется и завершается всякое молитвенное чинопоследование.

[8] Ставленик — поставляемый, проходящий обряд посвящения в духовный сан.

[9] ...у всемилостивого Спаса... — П. М. Строев указывает, что Акакий умер в Москве (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 442). В повествовании Вассиана упоминание этого храма — единственное, по чему можно судить о месте, где происходит действие. По-видимому, речь идет о московском кремлевском храме Спаса на Бору, древнейшем каменном московском соборе, построенном при Иване Калите в 1330 г. Следует заметить, однако, что тверской кафедральный собор также был Спасо-Преображенским. Поэтому возможно, что последние дни жизни Акакия прошли в Твери. Среди посещавших Акакия духовных лиц упомянуты только тверские иерархи. Летописных известий о месте смерти Акакия обнаружить не удалось. Вероятно, П. М. Строев, сообщая, что Акакий умер в Москве, опирался на рассказ Вассиана. Несомненно, что именно этот текст использован П. М. Строевым для сведений об архимандритах тверских монастырей Ефреме (стб. 470), Савватии (стб. 456), Вавиле (стб. 452), — все они указаны с датой 1567 г., когда эти архимандриты посещали умирающего Акакия, как это описано в повествовании Вассиана.

[10] Иподиак — иподьякон, церковнослужитель, занимающий степень выше чтецов и певцов, но ниже дьяконов.

[11] Заутреня — утреннее богослужение, часть суточного круга церковных служб, следующая за полунощницей, службой, начинающейся в полночь. Начало заутрени возвещается звоном колокола.

[12] Правило — здесь — молитвенное правило, положенное каждому иноку для моления в келье.

[13] Канон — богослужебное песнопение, состоящее обычно из девяти песней в честь церковного праздника или в похвалу святого. Здесь — канон, совершаемый при смерти человека.

[14] Богоявление — великий христианский праздник в воспоминание крещения Иисуса Христа в водах Иордана, празднуется 6 января (по старому стилю).

[15] ...о благовѣрном царе великом князе Иване... великой княине Марии... царевиче Иване и царевиче Феодоре... — Иван IV Васильевич Грозный (1530— 1584), великий князь с 1533 г., царь с 1547 г. Царица Мария (ум. в 1569 г.), вторая жена Ивана Грозного (с 1561 г.), дочь кабардинского князя Темир-Гука, носившая до крещения имя Кученей. Царевичи Иван (1554—1581) и Федор (1557—1598) — сыновья Ивана Грозного от первого брака с Анастасией Романовной Захарьиной (ум. в 1560 г.), Иван Грозный был женат семь раз и имел пять сыновей и трех дочерей, но все дети, кроме Ивана и Федора, умерли в малолетстве. Иван Иванович — участник Ливонской войны и опричнины, умер от нанесенного отцом во время ссоры удара в висок. Федор Иванович — последний русский царь (с 1584 г.) из династии Рюриковичей.

[16] Святую же дору... на дискосных блюдех... — Дора — предназначенная к таинству причащения часть просфоры; дора раздается священником в конце Литургии. Укроп — теплая вода, «теплота», которая вливается при освящении в вино, знаменуя наитие Святого Духа. Обедня — Литургия, главное богослужение, может совершаться не каждый день. На Литургии во время проскомидии освящаются хлеб и вино, пресуществляясь в Святые Дары (Животворящие Христовы Тайны), и происходит таинство причастия. Дискосное блюдо — священное блюдо на подножии; на это блюдо, символизирующее в разное время Литургии то ясли в вертепе, где родился Христос, то гроб, в который положено было его тело, полагаются частицы просфор.

[17] ...хлебецъ Пречистой... — Богородичная просфора, одна из проскомидийных просфор, из которой вынимается частица в честь и память Богородицы и полагается на дискосе справа от Агнца.

[18] Великий день — Пасха, главный христианский праздник в честь Воскресения Христа, празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния, т. е. Пасха бывает между 22 марта и 24 апреля (по старому стилю).

[19] Иосиф — Иосиф Волоцкий (1440—1515), в миру Иван Санин — постриженик Пафнутия Боровского, основатель и игумен монастыря Успения Богородицы под Волоколамском. Писатель, публицист, автор посланий, «Книги на новгородских еретиков» («Просветитель»), монастырского Устава. Иосиф выступал за общежительный порядок монашеской жизни и монастырское землевладение. Иосифо-Волоколамский монастырь стал крупнейшим религиозным и культурным центром, из его стен вышли многие иерархи Русской церкви. Преподобный Иосиф Волоцкий канонизован в 1578 г. (см. наст. изд., с. 795—796).

[20] ...старца Фатея, ученика великого старца Касиана Босово... — Старец Кассиан, ближайший сподвижник Иосифа Волоцкого, получил прозвание Босой за строгий аскетизм: в любое время года он ходил без обуви. В 1530 г. Кассиан по просьбе Василия III крестил его сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного. Умер Кассиан в 1532 г. Старец Фотий — постриженик Иосифа Волоцкого и ученик Кассиана Босого, искусный переписчик книг, автор службы Иосифу Волоцкому. Фотий умер в 1554 г. Вассиан Кошка, ученик Фотия, составил краткие жития Фотия и Кассиана Босого (см. наст. изд., с. 416—433).

[21] Макарий — постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря Макарий (1482—1563) в 1526 г. был возведен в сан архиепископа Новгородского, а в 1542 г. избран митрополитом всероссийским. При Макарий на церковных соборах 1547 и 1549 гг. были канонизованы многие русские святые. По инициативе и трудами Макария созданы Великие Минеи Четьи.

[22] Тропарь — молитвенная песнь, представляющая главные подвиги прославляемого святого.

[23] ...новоявленным еретиком посрамителя... — Деятельность Иосифа Волоцкого и его последователей была направлена против распространившегося на Руси реформационного движения — новгородско-московской ереси. Приверженцы этого учения, подвергнув критике сочинения святых отцов, пришли к отрицанию монашества и монастырского землевладения. В 1504 г. церковный собор осудил еретиков, осужденные были отправлены на костер. Обличению ереси посвящено сочинение Иосифа Волоцкого, получившее название «Просветитель».

[24] Кондак — краткая песнь, заключающая в себе содержание праздника или похвалу святому.

[25] ...про Иосифовъ манастырь... — Монастырь Успения Богородицы основан преп. Иосифом в 1479 г. Иосиф Волоцкий (1439/1440—1515) — крупный церковный деятель и писатель, ученик Пафнутия Боровского. Иосиф Волоцкий был сторонником сильной великокняжеской власти, защитником монастырского землевладения и строгого общежительного устава, идеологом «воинствующей Церкви» в борьбе с еретическими движениями конца XV — начала XVI в. Местное почитание Иосифа Волоцкого как святого началось с 1579 г., повсеместное празднование было установлено собором 1591 г. Основанный им монастырь был центром иосифлянской школы монашества, книгописной культуры XV—XVI вв. Здесь в заточении находились Вассиан Патрикеев и Максим Грек. Постриженниками монастыря были крупнейшие церковные иерархи, писатели и книжники XVI столетия (митрополит Даниил, казанский архиепископ Гурий Руготин, Досифей Топорков, Нифонт Кормилицын, Евфимий Турков и др.). О волоколамском Успенском монастыре и его основателе см.: Волоколамский патерик Досифея Топоркова (наст. изд., т. 9, с. 487—501).

[26] ...Печерьскаго монастыря старцем киевьским... — Киево-Печерский монастырь основан в сер. XI в. преп. Антонием (ум. в 1073 г.). Игумен Феодосии (ум. в 1074 г.) ввел в монастыре общежительный устав. Жития и подвиги монахов этого монастыря описаны в Киево-Печерском патерике (см. наст. изд., т. 4, с. 296—481).

[27] Стихиры — песнопения, содержание которых составляет воспоминание события или прославление святого. Существует несколько родов стихир: стихиры каждого рода составлены по определенному размеру и приспособлены к определенному напеву.

[28] ...феодоровъской архимандритъ Ефремъ... — Федоровский Училищный монастырь в Твери находился на острове в устье реки Тьмаки. Здесь была церковь Феодора Стратилата, построенная в 1323 г. Монастырь упразднен в 1724 г.

[29] ...отрьческой архимандрит Вавила... — Тверской Отрочь Успенский монастырь находился при впадении реки Тверцы в Волгу. Основан он был в 1265 г. при князе Ярославе Ярославиче княжим отроком Григорием. В 1569 г. в этом монастыре Малютой Скуратовым был убит митрополит Филипп.

[30] ...Пречистые обители Желтикова архимандритъ Саватей... — Тверской Желтиков Успенский монастырь был основан в 1394 г. при тверском вел. князе Михаиле Александровиче епископом тверским св. Арсением, скончавшимся здесь в 1409 г. В 1566 г. по случаю случившегося в монастырском храме Успения Богородицы чуда воскресения умершего епископ Акакий совершил крестный ход и испросил у Ивана Грозного учреждение архимандрии в Желтиковом монастыре. Получив позволение, Акакий поставил в архимандриты Савватия. Сам же епископ Акакий завещал, чтобы его похоронили в Желтиковом монастыре вне церкви против раки св. Арсения.

[31] Отпуст — благословение, которое священник произносит по окончании службы, на отпуск из храма. В отпусте выражается желание, чтобы Господь спас и помиловал молящихся.

[32] Трисвятое пение — название молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Молитва эта употребляется в богослужении с V в., с тех пор как во время сильного землетрясения в Константинополе в 440 г., когда весь народ молился на улице о спасении, один отрок был поднят на небо, где услышал ангельскую Трисвятую песнь. Будучи возвращен на землю, отрок научил этой песне народ, и землетрясение прекратилось.

[33] .. Авраамово страннолюбив... — Авраам — ветхозаветный патриарх, праведник, родился почти за 2000 лет до Рождества Христова. Родоначальник еврейского народа. Удостоился нескольких явлений Бога. Однажды, когда Авраам во время дневного зноя сидел при входе в свой шатер, к нему приблизились три путника. Авраам принял их с радушием. Во время трапезы гости, оказавшиеся ангелами, предрекли Аврааму рождение сына Исаака (Быт. 18, 1—14).

[34] ...Ияковле незлобие... — Иаков — сын Исаака и Ревекки. Брат-близнец его Исав стал охотником-звероловом, Иаков же был человеком кротким, его привлекала мирная пастушеская жизнь (Быт. 25, 27).

[35] ...Иосифово цѣломудрие... — Иосиф — старший сын Иакова. Проданный братьями в рабство, Иосиф находился в услужении у Потифара, начальника телохранителей египетского фараона. Жена Потифара была прельщена молодостью и красотой Иосифа, но Иосиф не поддался соблазну (Быт. 39, 1—20).

[36] ...Иевлево терпѣние... — Иов — праведный и богобоязненный человек, живший в ветхозаветные времена, имевший большое богатство, семь сыновей и трех дочерей. Иов терпеливо переносил ниспосланные Богом испытания — лишение имущества, потерю всех детей, поражение проказой и другие беды (Иов 1, 13—22; 2, 7 и др.).

[37] ...Моисѣево милование... — Моисей — пророк и законодатель, выведший еврейский народ из египетского рабства. 40-летний путь к земле обетованной сопровождался многочисленными искушениями и ропотом народа. Самое сильное возмущение произошло в пустыне Фаран, когда евреи, услыхав о могущественных укрепленных городах земли обетованной, хотели побить Моисея камнями и выбрать себе нового вождя для возвращения в Египет. Но всякий раз Моисей молил Господа помиловать еврейский народ и простить его беззакония (Чис. 10, 12; 11, 1—15).

[38] ...Давидова кротость... — Давид— второй царь еврейский, правивший с 1055 по 1015 г. до Рождества Христова. Давид привел царство в самое цветущее состояние, утвердил его единство, расширил пределы — от Египта до Ливана, от Евфрата до Средиземного моря, обезопасил от внешних врагов, повысил внутреннее благоустройство. Правление Давида отличалось мудростью и кротостью. Давид считается автором Псалтири (I Цар., II Цар.).

[39] Филофей — епископ Рязанский и Муромский с 1562 по 1568/1569 г.

[40] Филипп — в миру Федор Степанович Колычев, постриженик, а с 1548 г. игумен Соловецкого монастыря, был избран митрополитом в 1566 г. Житие его см.: наст. изд., с. 718—741.

[41] ...месяца генваря 27 день... Иоанна Златаустаго. — Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский с 398 г. Обладал необыкновенными ораторскими способностями, занимался проповеднической деятельностью, автор многих слов, поучений, бесед, один из творцов Литургии. За строгие взыскания и обличения в праздной жизни Иоанн навлек на себя недовольство духовенства и императрицы Евдокии. Собором 404 г. Иоанн был осужден и отправлен в изгнание в самый отдаленный пункт империи на восточном берегу Черного моря. По пути туда 14 сентября 407 г. Иоанн скончался. В 438 г. мощи его были перевезены в Константинополь.

Рассказ о последних днях и смерти тверского епископа Акакия составлен Вассианом Кошкой, пострижеником Иосифо-Волоколамского монастыря, учеником знаменитого старца Фотия. Вассиан был архимандритом Покровского Вотмицкого монастыря в Твери (об этом свидетельствует запись в сборнике Вассиана — ГИМ, Синодальное собр., № 927), а затем архимандритом Возмицкого монастыря Рождества Богородицы в Волоколамске. Будучи духовником Акакия, Вассиан по его просьбе неотлучно находился при умирающем епископе с 20 декабря 1566 г. до дня его смерти 14 января 1567 г. Рассказывая о том, чему он был свидетель, Вассиан отметил не только необходимые с обрядовой стороны события, но и внутренне важные для последних дней жизни человека моменты. Повествование передает многие реальные подробности бытового и психологического характера, в диалогах сохраняются обороты, характерные для устной речи. Вассиан не украшает рассказ вымышленными деталями, а отмечает то, как в действительности происходили события.

По содержанию и жанровому типу произведение Вассиана близко известному рассказу Иннокентия о последних днях и смерти Пафнутия Боровского (см. наст. изд., т. 7, с. 254—285). Взаимосвязь реальных событий, запечатленных обоими авторами, создает внутреннее напряжение повествования — сама жизнь входит в литературу и заставляет, независимо от воли авторов, привносить в рассказ элементы художественности. Важное различие двух произведений заключается в форме повествования. Иннокентий рассказывает о Пафнутии Боровском от своего имени. Вассиан предпочел говорить о себе от третьего лица, хотя присутствие рассказчика ощущается в каждом эпизоде повествования. Формально автор проявляет себя только в заключительной фразе, важной для жанрового определения памятника, — Вассиан записал свои воспоминания «себе на прочитание памяти для». Произведение Вассиана представляет укрепившуюся в среде волоколамских книжников традицию запечатлевать память о почитаемых старцах и пострижениках Иосифо-Волоколамского монастыря в кратких их биографиях, некрологах, записях документального характера.

Рассказ Вассиана о последних днях и смерти тверского епископа Акакия публикуется по единственному списку (РНБ, собр. Погодина, № 1564, л. 47—55 об.), который является автографом Вассиана. Текст списка сохранил следы авторской правки.