Минимизировать

Песнопения службы митрополиту Филиппу

Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Рамазановой

Текст:

ОТЦА НАШЕГО ФИЛИППА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РУСИИ, НОВАГО ИСПОВѢДНИКА

ОТЦА НАШЕГО ФИЛИППА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, НОВОГО ИСПОВЕДНИКА

На малѣй вечерни.[1] Слава.[2] Глас 6.[3] Святителемъ удобрение[4] и отцемъ красоту, Земли русской молебника велика, сошедшеся днесь, о, празднолюбцы, пѣснеными похвалами воспоемъ, глаголюще: Радуйся, святителю Филиппе, твердыи умомъ, благодатию и истиною освященныи; отнюдуже и приятелище бысть Пресвятаго Духа; и нынѣ, с первосвятители предстоя престолу Христову, молися о душахъ нашихъ.

На малой вечерни. Слава. Глас 6. Украшение святителей и благолепие отцов <духовных>, молебника великого за Землю русскую собравшись здесь, о, почитатели празднеств <церковных>, хвалами песнопений воспоем, восклицая: Радуйся, святитель Филипп, твердый душой, благодатью и истиной освященный; потому ты и вместилищем стал Пресвятого Духа; и ныне, с первосвятителями предстоя престолу Христову, молись о душах наших.

На велицѣй вечерни.[5] Слава. Глас 8. Радуйся и веселися,[6] честная киновия, свѣтло торжествуй, Христова Церкви, совокупльшися, ликуй, Богозванное стадо, днесь созываетъ насъ архиерея всемирное торжество. Придѣте убо, свѣтло празднуемъ, в память его глаголюще: Радуйся, святителю благочестия, яко ризою, мужестъвомъ духовнымъ облекъ себе; радуйся, низложивыи суровством гордаго[7] даною ти от единаго Бога силою; радуйся, скорбящимъ душею Божественое утѣшение, и обидимымъ заступниче, и всѣмъ вѣрнымъ благоутишное пристанище. Тѣмъже, обьстояще всечестную ти раку, любезно облобызаемъ, святителю Филиппе, тобою просимъ получити Божественнаго человѣколюбия, и твоими молитвами миру смирение даровати, и душамъ нашимъ велию милость.

На великой вечерни. Слава. Глас 8. Радуйся и веселись, досточтимая братия, светло торжествуй, Христова Церковь, слившись воедино, ликуй, Богом призванная паства, ныне созывает нас архиерея всеобщее торжество. Придите же, светло возрадуемся, в память о нем восклицая: Радуйся, блюститель благочестия, словно в ризу облачившийся в доблести духовные; радуйся, низпровергший гордого суровостью, данной тебе от единого Бога силою; радуйся, Божественное утешение скорбящих душой, и за обиженных заступник, и для всех истинных христиан покойное пристанище. Потому, обступив священную твою раку, с любовью ее поцелуем. Святитель Филипп, помощи твоей просим, чтобы обрести нам любовь Божественную, <чтобы Бог> твоими молитвами миру покой даровал и душам нашим высшую милость.

В литию.[8] Слава. Глас 4. Подобаетъ царствующему граду Москвѣ Филиппа вездѣ имѣти архиерея, яко нѣкую утварь царьскую и сокровище некрадомо,[9] всѣмъ подающи богатство спасения исповѣданием и вся собирающа к соединению пѣсней Боголѣпныхъ; к немуже возопиемъ: Святителю и исповѣдниче, моли Христа Бога о душахъ нашихъ.

На литии. Слава. Глас 4. Следует царствующему граду Москве повсюду считать неким символом царским и сокровищем, которое не украсть, Филиппа-архиерея, всем дарующего богатство спасения, через веры исповедание и всех собирающего для составления песнопений, достойных Бога; к нему же воззовем: Святитель и исповедник, моли Христа Бога о душах наших.

По 50-мъ псалмѣ.[10] Стихира.[11] Глас 8. Апостоломъ ревнителя,[12] Филиппа преблаженнаго, отца и учителя, сошедшеся восхвалимъ, глаголюще: Радуйся, святителю, твердыи умомъ, благодатию и истиною освященне; отнюдуже и приятелище бысть Духа Пресвятаго; и нынѣ, с первосвятители предстоя престолу Христову, молися присно о рабѣхъ своихъ.

По 50-м псалме. Стихира. Глас 8. Апостолам подражателя, Филиппа преблаженного, отца и учителя, собравшись вместе, восхвалим, восклицая: Радуйся, святитель, стойкий душой, благодатью и истиной освященный; потому и вместилищем стал для Духа Пресвятого; и ныне, с первосвятителями предстоя престолу Христову, непрестанно молись о рабах своих.

Канонъ[13] святителю. Глас 8.

Канон святителю. Глас 8.

Пѣснь 1.[14] Ирмосъ:[15] Посѣченыи несѣкомаго пресѣче.[16]

Песнь 1. Ирмос: Гонимый гонителя остановил.

Агньче Божии и Слове, свѣтозарениемъ Святаго Твоего Духа, мрачному уму моему свѣтоносную лучю подаждь, и словомъ вдохни восхвалити, иже Самъ избра и приятъ, верхъ страдания, священнаго Филиппа.

Агнец Божий и Слово, светозарностью Святого Твоего Духа темной душе моей светоносный луч даруй и вдохни в меня слово, чтобы восхвалить того, кого Ты Сам избрал и приял, вершину страдания, священного Филиппа.

Благодать, святе, Божественую рабу своему подаждь, и радости ми исполни душу, похвалити житие твое, Филиппе святителю, имъже вся возвесели, подвизався, Господеви воспѣвая: Славно бо прославися.

Благодать Божественную, праведник, рабу своему даруй и радостью мою наполни душу, чтобы воспеть житие твое, Филипп святитель, которым ты всех возвеселил, подвизаясь, Господу воспевая: Славно Ты прославился.

Великихъ добродѣтелей свѣтозарениемъ сияюща дѣтели, преподобне; постыдѣшеся царие крѣпкаго ти разума, и предѣлъ языка твоего не поколѣбася,[17] Господеви поя: Славно бо прославися.

Подвигом великих добродетелей светозарно сияешь, преподобный; устыдились цари твердости Твоего духа, и неколебимо было слово твое, Господа воспевая: Славно Ты прославился.

Богородичен.[18] Глаголы богогласныхъ проповѣдникъ о Тебѣ, Богомати, исполнишася; се бо роди, Дѣво, младо Отроча, Адама древняго старѣйша и сопрестольна Родителю, миру всему на спасение и тлѣнию измѣнение.[19]

Богородичен. Пророчества богогласных проповедников о Тебе, Богородица, исполнились; ибо родила Ты, Дева, малое Дитя, старше Адама древнего и сопрестольное Отцу Своему, миру всему на спасение и от тления освобождение.

Пѣснь 3.[20] Ирмос: Утвердися сердце мое о Господѣ.

Песнь 3. Ирмос: Укрепилось сердце мое в Господе.

Добродѣтелей на гору востече и в мракъ видѣния вниде, святителю Филиппе, и разумѣ, елико вмѣстилъ еси, непостижимаго естествомъ, просвѣщения исполнь бывъ, отче, приемъ Божественную благодать.

На вершину добродетелей поднявшись и во тьму познания войдя, святитель Филипп, познал, сколько сумел вместить, непостижимого естеством <человеческим>, светом истины наполнившись, отче, приняв Божественную благодать.

Единаго Бога добротою искии, едину Его получити славу желая, блаженне, славу же и честь земнаго пребывания, яко преходящую, оставилъ еси, яко угодникъ просия всѣхъ Владыки Христа.

Единого Бога добродетельно ища, одну лишь Его получить славу желая, от славы и чести земного пребывания, как от преходящей, отказался, блаженный, как угодник Христа, Владыки всех, просиял.

Желанием духа плоти желание увядилъ еси; и сѣмя, блаженне, обручилъ еси сожителницу чистоту, от неяже чада тебѣ родишася вся добродѣтели присно славне, чадо тя содѣвающе невещественому свѣту.

Желанием духа плоти желание укротил, и семя свое, блаженный, отдал супруге своей — чистоте, от которой все дети твои родились — добродетели приснославные, делающие тебя чадом невещественного света.

Богородич<ен>. Змия умертвила еси, умертвившаго Адама в породѣ, и Еввѣ праматери составльшаго печаль,[21] живота прозябши, Дево Чистая; и от истлѣния нас свободи, Богъ бо ис Твоихъ ложеснъ прошедъ неизреченно.

Богородичен. Змея Ты умертвила, смертным сделавшего Адама в рае, и Еве, праматери, принесшего печаль, жизнь породив, Дева Чистая; Ты от истления нас освободила, ибо Бог из Твоей утробы вышел непостижимо.

Сѣдаленъ,[22] Глас 8. Подобенъ:[23] Премудрости.

Седален. Глас 8. Подобен: Премудрости.

Яко апостолу избранному тезоименитъ, отче, подражатель,[24] бѣды претерпѣлъ еси и гонения; ревность воображая пророка Илии и Крестителя,[25] мужьски изобличилъ еси беззаконнующая и престолъ божественѣ управилъ еси. Равно течение скончавъ, яко милость тѣло свое на земли оставль, испущаеши миро благоухания араматъ, и яко дождь изливаеши духовно, напояя таино бразды сердецъ нашихъ, Филиппе святителю, моли Христа Бога гръховъ оставление даровати чтущимъ любовию святую память твою. (Дважды).

Избранному апостолу тезоименит, отче, подражатель, беды претерпел ты и гонения; подвиги повторяя пророка Илии и Крестителя, мужественно изобличил законопреступников и <святительский> престол благочестиво устроил. Как <и они> течение <жизни> завершив, ты словно милость тело свое на земле оставил, испускающее миро благоуханного аромат, и словно дождь изливающее духовный, наполняющий непостижимо бразды сердец наших, Филипп святитель, моли Христа Бога прощение грехов даровать почитающим с любовью святую память твою. <Дважды>.

Пѣснь 4. Ирмосъ: Пророкъ Аввакумъ мысленыма.[26]

Песнь 4. Ирмос: Пророк Аввакум духовными.

Злобою живущеи на тя незлобиваго агньца яко дивии звѣрие восташа, словесы твоими, яко осномъ стрѣчеми, не терпяще, завистию поощряеми, святителю богомудре.

Живущие во зле на тебя, кроткого агнца, словно звери дикие, восстали, слов твоих, как уколов острых, не перенося, завистью побуждаемые, святитель богомудрый.

Имѣя тя заступника миръ весь и помощника во бранѣхъ, яко поборника вѣръна и скораго предстателя, к твоей бо паствѣ пририщущих напастей и бѣдъ изимаеши священными ти молитвами.

Почитает тебя мир весь как заступника и помощника в битвах, поборника за веру и скорого посредника <перед Богом>, ибо <всех>, к твоей пастве приобщающихся, от напастей и бед избавляешь священными своими молитвами.

Исполнивъ добрыя подвиги, тезоимените, нетлѣннаго, богомудре, сподобися безсмертия, идѣже радуяся вѣнъца побѣде взялъ еси, тѣмъ вопияше: Слава силѣ Твоей, Слава, Христе, пришествию Твоему.

Совершив подвиги добродетели, равноименный <апостолу>, нетленного, богомудрый, сподобился бессмертия, когда с радостью венец победный обрел ты, так восклицая: Слава силе Твоей, Слава, Христе, пришествию Твоему.

Бог<ородичен>. Крѣпость всѣмъ врагомъ низложи, Мати Божия, оскорбляющих воспѣвающихъ Тя, яко рождьши Господа Славы; невредимо Твое стадо спасай от злыхъ приражении, яко да подолгу Тя ублажаемъ.

Богородичен. Силу всех врагов, Богородица, низложи оскорбляющих воспевающих Тебя, как родившую Господа Великого; невредимой Свою паству сохрани от напастей злых, для того постоянно Тебя прославляем.

Пѣснь 5. Ирмосъ: Мракъ душа моея отжени.[27]

Песнь 5. Ирмос: Мрак души моей отгони.

Луча праведнаго солнца явися мирови[28] свѣтлостьми добродѣтелей предстательство твое, святителю Филиппе, разоряя облакъ нашедшихъ бѣдъ; тя и нынѣ поющая в мирѣ сохрани и прослави я красотою и просвѣти.

Лучом праведного солнца, светом добродетелей миру явилось заступничество твое, святитель Филипп, разгоняя тучи пришедших бед; и ныне воспевающих тебя в мире сохрани и прославь их красотою <духовною> и просвети.

Мечь обоюдуостръ языкъ твой показася, въ Христовъ страхъ вооружився, блаженне, разумно изобличивъ начальствующая, во свѣдѣтельство Христа, всѣхъ Царя,[29] виновна на среду приводя, и Божественныхъ Его ученикъ.

Мечом обоюдоострым язык твой явился, страхом Христовым вооружился, блаженный, духом своим изобличил властителей, во свидетельство представляя Христа, всех Царя, и Божественных Его учеников.

Новъ явилъся еси ревностию якоже вторыи Моисей, не знамении страшными удивляя, но Божественныхъ словесъ учении наставляя, к тихому пристанищу новаго Израиля страстнаго Египта изводя.

Новый явился служитель Божий, подобный второму Моисею, не знамениями страшными удивляющий, а словами Божественного учения наставляющий, к тихому пристанищу новый <народ> Израиля из неправедного Египта выводящий.

<Богородичен>. Облакъ разумныи Тя именуемъ, ис Тебе бо Христосъ восия, Непорочная, и пространнѣйшу Тя небесъ показа, Сего неискусомужно родила еси, Чистая, воплощенна за милосердие неисповѣдимое.

Богородичен. Облаком духовным Тебя называем, ибо из Тебя Христос воссиял, Непорочная, и бесконечней небес Тебя Он явил, Его Ты родила, не познав мужа, Чистая, обретшего плоть <человеческую> милосердием неисповедимым.

Пѣснь 6. Ирмосъ: Иону в китѣ, Господи, единаго вселил.[30]

Песнь 6. Ирмос: Иону в ките, Господи, одного оставил.

Промышление общее творя, иже бѣ душа и сердце единославне взываше во Христовѣ вѣрѣ пребывающимъ, языческая же со отятиемъ отрѣваше предания,[31] и раздѣления бѣжати мудрѣ научилъ еси.

Дело общее творя, душа <твоя> и сердце в едином <порыве> взывали к пребывающим во Христовой вере, языческие же безвозвратно отвергали установления, и разделения избегать разумно научил ты.

Ревностию Христовою ярость поостривъ, яко непреклонен слышанию речение о таковых, свѣдѣтельство велие извѣстуя от апостольских речении и пророкъ, яко Христовымъ заповѣдемъ дѣлатель.

Ревностью во Христе дерзновение <свое> заострив, непреклонен был, слушая речи о таких, откровение высшее возвещая от речений апостолов и пророков, Христовых заповедей исполнитель.

Свѣтоносную лучю иже во мрацѣ жития сущимъ, святителю Филиппе, видимъ тя яко свѣщу неугасимую, с невещественымъ бо бесѣдова свѣтомъ, вся освѣщающа конца и пьянство лютыхъ отемлюща.

Светоносным лучом стал для живущих во мраке жития, святитель Филипп, видим тебя как свечу неугасимую, ибо с невещественным беседовал ты светом, освещающим все пределы и безумство жестоких неприемлющим.

Бог<ородичен>. Тя иногда написа скрыжаль Богообразнѣ во пророцѣхъ Моисей; свѣщникъ же свѣта, и сѣнь, и процвѣтший жезлъ,[32] Всенепорочная, и ручку, манну носящу,[33] Еюже возведохомся от земля к высотѣ.

Богородичен. Тебя некогда назвал скрижалью Бога прообразующей пророк Моисей; Ты светильник и сень <духовная>, и расцветший жезл, Всенепорочная, Ты сосуд, манну хранящий, Тобой возведены будем от земли к небесам.

Кондак.[34] Глас 3. Под<обен>: Дѣвая днесь.[35]

Кондак. Глас 3. Подобен: Дева ныне.

Православию наставника и истинѣ согласника, златоустаго ревнителя, русскаго свѣтилника, Филиппа премудраго восхвалимъ, в пищи словесъ своихъ разумно чада своя питая, языкомъ убо хваление поя, устнама же пѣние вѣщая, яко таиникъ Божия благодати.

Православию учителя и истины носителя, златоустого служителя <Божьего>, русского светильника Филиппа премудрого восхвалим, пищей своих поучений духовных детей своих питавшего, языком похвалу возглашая, устами же в пении прорицая, как посвященный в тайну Божественной благодати.

Икос.[36] Приидѣте, любострадальцы, пѣниемъ и пѣсньми духовными память совершающе, Божественѣ возвеселимся. Время нашего веселия болшее и пребывающее трижнение наста и приемлюще страстемъ разрѣшения даръ. Новыи бо столпъ огненъ явися,[37] попаляя беззаконнующая главы, вѣрных же просвѣщая душа к вѣрѣ Богоразумия, и въ Божественныи градъ вышнии Иеросалимъ, яко другаго Израиля вводя, яко ученикъ Божия благодати.

Икос. Придите, почитатели мучеников, со смирением и любовью, пением и песнями духовными память совершая, Божественно возвеселимся. Время нашей радости, все более умножающейся, — <день> празднества настал, <день> принятия дара избавления от страстей. Ибо новый столп огненный явился, попаляя головы нечестивцев, верным же просвещая души для постижения мудрости Божественной, и в Божественный град, небесный Иерусалим, словно новый народ Израиля вводя, как восприемник Божественной благодати.

Пѣснь 7. Ирмосъ: На полѣ молебнѣ иногда.[38]

Песнь 7. Ирмос: На поле молитвенном некогда.

Украшенъ боголѣпно Господеви предста добродѣтелными подвиги, вѣнецъ же нося страдания, испещренъ кровными каплями, святителю Филиппе; тѣмъже совершающих свѣтоносную память твою присно поминай, и поющих: Отецъ наших Боже благословенъ еси.[39]

Украшенный благолепно добродетельными подвигами, пред Господом предстал, венец нося страдания, испещрен кровавыми каплями, святитель Филипп; потому непрестанно поминай, совершающих светоносную память твою и поющих: Отцов наших Боже, благословен Ты.

Фараонитъ, мысленых врагъ ополчения, блаженне, избѣгъ, легко прешелъ еси к горнимъ, тамо водворяяся, идѣже почесть славы получивъ терпѣния — во свѣте праведных, в радовании святых воспѣвая: Отецъ нашихъ Боже, благословенъ еси.

Дьявольского нападения, подобного фараоновому, блаженный, ты избежал, легко поднялся ты к небесам, там поселившись, где и почести и славу получил за терпение — в мире праведных, со святыми радуясь и воспевая: Отцов наших Боже, благословен Ты.

Хвалят тя, блажаще любовию, иже притичющеи к рацѣ твоей, блаженне, тоя бо целующе, независтно благодать приемлем. Яко прикосновением болѣзнь очную исцѣлилъ еси;[40] и терзание зубомъ облегчи поющимъ Содѣтеля: Отецъ нашихъ Боже, благословенъ еси.

Хвалят тебя, прославляя с любовью, припадающие ко гробу твоему, блаженный, ибо, целуя его, щедро благодать принимаем; ибо прикосновением <к нему> зрение исцелил ты; облегчил же и зубную боль поющим Создателю: Отцов наших Боже, благословен Ты.

Бог<ородичен>. От любве душевныя вопию Ти, Владычице, пресвѣтлаго солнца облаче, спасеная двери, небесная врата, лѣствице мысленая. Всѣхъ християнъ молбу приими, Тебе блажащих, надежду душамъ нашимъ, и Сыну Твоему зовущих: Отецъ наших Боже, благословенъ еси.

Богородичен. От любви душевной воспеваю Тебя, Владычица, светлейшего солнца облако, дверь в спасение, небесные врата, лестница духовная. <От> всех христиан мольбу прими, Тебя, надежду душ наших, величающих и к Сыну Твоему взывающих: Отцов наших Боже, благословен Ты.

Пѣснь 8. Ирмосъ: Покрываяй водами превыспреняя своя.[41]

Песнь 8. Ирмос: Покрывающий водами высоты <небесные>.

Цѣлиши независтно вѣрно призывающия тя, яко представъ абие разслаблена воставилъ еси, и страждущему ятро прикосновениемъ ручнымъ исцѣлилъ еси,[42] уныниемъ скорбяща явлениемъ своимъ в радость претворилъ еси, присно дѣйствуя, блаженнѣ, вѣмъ вовѣки.

Исцеляешь щедро с верой призывающих тебя, подобно тому, как представ перед немощным, излечил его, и больному печень прикосновением руки исцелил ты, в унынии пребывающего явлением своим в радость привел, непрестанно помогая всем, блаженный, вовеки.

Честь многоцѣнную твоему верху — страдания вѣнецъ, яко побѣдоносцу живоносною десницею Зиждитель возложи всебогате, тѣло же твое соблюде невредимо от боку земленую, испущающе благоюхания арамат; сицѣ тя прослави Подвигоположникъ во вся вѣки.

Дар драгоценный на твою главу — страдания венец, словно победителю живоносною рукой Создатель возложил щедро, тело же твое сохранил невредимым в земле, испускающим благоухания аромат; так тебя прославил Подвигов свершитель на все времена.

Шатания брани межеусобныя укроти, и разсвирѣпѣющая волки на стадо твое, блаженне, молитвеною си палицею далече отжени, и царю нашему скипетры державно устрой, и востания языкъ во смирение покори, да яко предстателя тя воспѣваемъ вовѣки.

Волнения вражды междуусобной укроти, и рассвирепевших волков от стада твоего, блаженный, молитвенной своею палицей далеко отгони, и царя нашего власть державную укрепи, и восставшие народы во смирение приведи, ведь как заступника <перед Богом> тебя воспеваем вовеки.

<Богородичен>. Щитомъ вѣры храмъ Твой святый, Богородице Дѣво, сохрани, и в немъ славословящихъ Тя купно славы Своея сподоби, и нахождения варварскаго и томления ихъ избави, ума нашего волнения укроти милостиво си, Препѣтая.

Богородичен. Щитом веры храм Твой святой, Богородица Дева, сохрани, и в нем всех, славословящих Тебя, славы Своей удостой, и от нашествия варварского и от мучительства их избавь, ума нашего волнения укроти милостью Своею, Всепетая.

Пѣснь 9. Ирмосъ: Благословенъ Господь Богъ Израилевъ.[43]

Песнь 9. Ирмос: Благословен Господь Бог Израиля.

Едино естество Троицы, безмерную силу благословил еси, и суетных служения дерзновенно, всемудре, изобличилъ еси, и божественными наказании укрѣпль; ангеломъ сожителниче, святителю Филиппе, память твою празднующих в мирѣ соблюди.

Троицы единого естества безмерную силу благословил <ты>, и всуе трудящихся дерзновенно, всемудрый, изобличил ты, и Божественными наставлениями ободрился; с ангелами живущий, святитель Филипп, празднующих <день> памяти твоей в покое сохрани.

Юношамъ нѣмование сродно присвоение бываетъ, не яко достойни суще, приими от насъ нынѣшнее благодарение, о, страстотерпче; по дѣйству убо не наше, но ангельско есть — и в лѣпоту восхвалити тя; мы же от усердия дерзнухож, елико возмогохомъ.

Детскому лепету подобным такое приобщение бывает, как от недостойных <тебя>, прими от нас нынешнее благодарение, о, страстотерпец; дело это не наше, а ангельское — восхвалить тебя так, как подобает; мы же по усердию <нашему> дерзнули, насколько смогли.

Яко апостоломъ сопрестоленъ и мученикомъ сликовенъ, святителемъ равночестенъ, страстотерпче Филиппе, предстателствомъ твоимъ поющихъ в мирѣ сохрани и православнаго царя нашего рогъ возвыси, варварьская же шатания низложи, да, радуяся, поем величия ти.

Как с апостолами соцарствующий и к лику мучеников причтенный, со святителями равно почитаемый, страстотерпец Филипп, заступничеством твоим поющих в мире сохрани и православного царя нашего мощь возвысь, иноплеменных же мятежи низложи; да воспоем же, радуясь, величие твое.

Бог<ородичен>. Свѣта приятелище, Богорадованная Владычице, святителемъ воистинну утвержение и преподобнымъ всѣмъ похваление, спаси и нас от бѣдъ и обстоянии и языкъ нашествия, воспѣвающихъ Тя, Многопѣтая.

Богородичен. Света вместилище, благодатью Божией обрадованная Владычица, святителям истинная опора и преподобным всем похвала, спаси и нас от бед и наваждений и от врагов нашествия, воспевающих Тебя, Многовоспетая.

Свѣтиленъ.[44] Подобен: Посѣтил ны есть.

Светилен. Подобен: Посетил нас.

Тезоимените цѣломудрия, от юнаго воспитания, святителю Филиппе, потщалъся еси за истину поносимъ и влачимъ быти, и смерть горкую подъялъ еси; и нынѣ на небесѣхъ, предъстоя престолу Святыя Троица, присно о насъ молися, иже вѣрою и любовию почитающихъ тя.

Соименный целомудрию, с юности призванный <к Богу>, святитель Филипп, поусердствовал ты быть поносимым и преследуемым за истину, и смерть мучительную принял; и ныне на небесах, стоя перед престолом Святой Троицы, вечно о нас молись, верою и любовью почитающих тебя.

На хвалигѣхъ. Слава. Глас 6.

На хвалитех. Слава. Глас 6.

Ты еси пастырь добрыи[45] и учитель теплыи, святителю Филиппе; тя всегда восхваляюще, вопиемъ: Тобою Богъ украси церковь Матере Своея,[46] тѣло твое, много лѣтъ покровено в земли, нетлѣнно яви людемъ своимъ; тѣмъже моляся непрестай о хвалящих и чтущих память твою, просящи оставления грѣховъ и спасения душамъ нашимъ.

Ты — пастырь добрый и учитель теплый, святитель Филипп; тебя всегда восхваляя, восклицаем: Тобою Бог украсил церковь Матери Своей; тело твое, много лет сокрытое в земле, нетленным явил людям своим; молись непрестанно о хвалящих и чтущих память твою, прося оставления грехов и спасения душам нашим.



[1] ...На малѣй вечерни. — Указание на исполнение песнопения в вечернем богослужении. Малая вечерня совершается накануне праздников перед Всенощным бдением. Время ее совершения по церковному уставу — перед заходом солнца.

[2] Слава — указание на то, что песнопение поется после припева «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Отсюда название песнопения (разновидности стихиры) — «Славник».

[3] Глас 6 — место песнопения в системе осмогласия, где каждый из восьми гласов представлял собой совокупность музыкальных формул, из которых составлялось песнопение, подобно тому как из словесных формул складывался его текст.

[4] ...Святителемъ удобрение... — Славник 6-го гласа, начинающийся этими же словами, есть также и в службах другим святым. Например, Николаю Мирликийскому, митр. Алексию (в день его памяти и на перенесение мощей), Леонтию Ростовскому. Но несмотря на использование зачастую одинаковых словесных и музыкальных формул, все песнопения отличаются друг от друга, так как в каждом случае одни и те же формулы помещаются в разный контекст, а их последовательность в каждом конкретном песнопении индивидуальна.

[5] ...На велицѣй вечерни. — Указание на исполнение песнопения в вечернем богослужении, совершавшемся сразу после захода солнца.

[6] ...Радуйся и веселися... — Славник 8-го гласа, начинающийся с этих слов, есть также в службах Варлааму Хутынскому, Леонтию Ростовскому, Петру и Февронии Муромским. Однако во всех этих случаях, как и в славнике, начинающемся словами «Святителем удобрение», мы имеем дело с песнопениями подобными, но не идентичными друг другу, поскольку в каждом случае присутствует своя логика изложения материала.

[7] ...низложивши суровством гордого... — Святитель Филипп в своих речах обличал жестокости царя.

[8] ...В литию — Лития (греч. — усердная молитва) — часть Всенощного бдения, следующая за ектенией, начинающейся словами «Исполним вечернюю молитву нашу о Господеви». Совершается иногда в притворе храма и на паперти, иногда вне храма. Во время литии поются стихиры храму или календарному празднику.

[9] ...Подобает царствующему граду Москвѣ Филиппа вездѣ имѣти архиерея, яко нѣкую утварь царьскую и сокровище некрадомо... — Текст этого славника св. Филиппу сходен с текстом славника на «Господи, воззвах» Стефану, еп. Сурожскому. Однако роспев, начинающийся так же, как и в славнике Стефану, в дальнейшем развитии существенно отклоняется от него.

[10] По 50-мъ псалмѣ. — Указание места исполнения песнопения в службе: на утрене после чтения 50-го псалма.

[11] Стихира (греч. — многостишие) — песнопение, поющееся после стихов псалмов. Различаются стихиры на «Господи, воззвах», поющиеся после стихов псалмов 140,141, 129,116, начинающихся этими словами; стихиры на стиховне, которые чередуются со стихами псалмов, соответствующими празднику или лику святого, стихиры на хвалитех, поющиеся после стихов псалмов 148 — «Хвалите Господа с небес», 149 — «Воспойте Господеви», 150 — «Хвалите Бога», стихиры на литии. Во всех этих случаях число стихир — три и более, лишь после 50-го псалма поется только одна стихира.

[12] ...Апостоломъ рѣвнителя... — Славник, начинающийся этими же словами, есть также в службах Иакову Ростовскому и князю Владимиру. Однако сходство поэтического и музыкального текстов ограничивается лишь началом песнопения.

[13] ...Канон (греч. — правило) — цикл песнопений, составленный по определенному правилу из соединения нескольких «песней». Исполняется во время утреннего богослужения. Воспевает календарный праздник или святого, о котором Церковь вспоминает в этот день.

[14] Пѣснь 1 — канон как сложная гимнографическая форма складывается из 9 «песней», каждая из которых состоит из ирмоса и тропарей.

[15] Ирмосъ (греч. — связь, ряд) — песнопение, содержание которого основано на так называемых Библейских песнях. Напев ирмоса и основная его идея, заключенная в тексте, служат образцом для последующих за ним тропарей, воспевающих святого. Таким образом осуществляется «связь» между прообразами и пророчествами Ветхого Завета с празднуемым событием. Ирмос первой песни канона — победная песнь Моисея, воспетая им после благополучного перехода израильтян через Чермное (Красное) море.

[16] ...Посѣченыи несѣкомаго пресѣче. — В тексте ирмоса, начинающегося этими словами, повествуется о благополучном переходе израильтян через «непроходимые», но расступившиеся перед ними воды Чермного моря, и о гибели преследовавших их египтян под сомкнувшейся над ними водой. Идея победы гонимого над гонителем опосредованно передана в третьем тропаре 1-й песни канона.

[17] ...Постыдѣшеся царие крѣпкаго ти разума, и предѣлъ языка твоего не поколѣбася... — Речь идет об одном из фрагментов Жития Филиппа, где после его обличительных слов «подобает тебе, благочестивому царю, неправо глаголющего обличити и отогнати от себе, яко гнилъ удъ<...> царь отиде в полаты своя во мнозѣ размышлении» (см. с. 726).

[18] ...Богородичен — песнопение, воспевающее Богородицу.

[19] ...роди, Дѣво, младо Отроча, Адама древняго старѣйша и сопрестолъна Родителю, миру всему на спасение и тлѣнию изменение. — Родившийся Христос был старше отца рода человеческого Адама, поскольку являл собой земное воплощение Бога. И если Адам считается виновником греха и смерти, то Христос, второй Адам, — носителем жизни и бессмертия (Рим. 5, 14; Кор. 15, 22).

[20] Пѣснь 3 — следует сразу за песнью 1, вторая же песнь в этом каноне опускается. Это связано с тем, что песнь 2 (Песнь Моисея во время шествия израильского народа по пустыне), носящая сугубо покаянный характер, не соответствует духу праздничных песнопений. Каноны, содержащие в своем составе 2-ю песнь, исполняются только в постных службах.

По своему содержанию ирмос песни 3 являет собой благодарственную песнь матери пророка Самуила Анны. Сын, данный бесплодной Анне по ее молитве, был посвящен Богу на служение. Подобно Самуилу, святитель Филипп избирает стезю служения Богу. Он отказывается от земной славы и плотских желаний, приобщаясь к Божественному свету.

[21] ...Змия умертвила еси, умертвившаго Адама в породѣ.и Евѣ праматери составльшаго печаль... — Рождение Христа Богородицей стало искуплением первородного греха. После грехопадения прародителей человечества грех и смерть, вошедшие в мир, отразились на всем их потомстве. Адам стал прародителем грешного рода (Ос. 6, 7). Но с рождением «второго» Адама — Иисуса Христа, ставшего праотцем праведного рода (Рим. 5), змей, соблазнивший Еву, был повержен, согласно воле Бога — семя жены будет поражать змея в голову (Быт. 3, 15).

[22] Сѣдаленъ — песнопение, во время исполнения которого за богослужением разрешалось сидеть.

[23] Подобенъ — указание на песнопение, по подобию, образцу которого поется седален.

[24] ...Яко апостолу избранному тезоименитъ, отче, подражатель. — Св. Филипп при пострижении в монахи получил имя одного из двенадцати апостолов, призванных Иисусом Христом (Лк. 6, 13—16; Ин. 1, 43, 44), Филиппа, который, по некоторым источникам, проповедуя Евангелие, был распят на кресте головой вниз (Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 3. М., 1995. С. 115).

[25] ...ревность воображая пророка Илии и Крестителя... — Речь идет о подвигах ветхозаветного пророка Илии (3 Цар. 17—19; 4 Цар. 1—2) и предшественника (Предтечи) Иисуса Христа Иоанна Крестителя. Они оба были ревнителями благочестия, оба обличали пороки и вступали в столкновения с царями (3 Цар. 18,18; Мф. 14). Иудеи считали, что Илья пророк должен явиться на землю перед пришествием Христа. И, когда Иоанн Креститель проповедовал на берегах Иордана, столь же ревностно и грозно, как это делал ветхозаветный пророк, они принимали Иоанна за Илию (Ин. 1,21). Таким же обличителем царя здесь предстает св. Филипп.

[26] Пѣснь 4. Ирмосъ: Пророк Аввакумъ мысленыма. — Песнь пророка Аввакума, предвидевшего пришествие Бога. Тропари 4-й песни не связаны с содержанием ирмоса буквально, лишь в третьем тропаре перефразируются слова из ирмоса «Тем и вопияше: от Юга приходит Бог, слава снисхождению Твоему».

[27] Пѣснь 5. Ирмосъ: Мракъ душа моея отмени. — Песнь Пророка Исайи, возвестившего рождение от Девы Спасителя (Еммануила).

[28] Луча праведнаго солнца явися мирови... — Одна из тем, содержащихся в ирмосах этой песни канона, — противопоставление духовного мрака и света, дарованного миру. В тропарях канона Христос предстает как свет разума, Филипп — луч этого света. Слово его — обличение, обращение к свету заповедей Христовых.

[29] ...разумно изобличивъ начальствующая, во свѣдѣтельство Христа, всѣх Царя... — Согласно Житию св. Филиппа, святитель, призывая царя к благочестию, прекращению кровопролития, неоднократно напоминал ему — царю земному — о суде Царя Небесного.

[30] Пѣснь 6. Ирмосъ: Иону в китѣ, Господи, единаго вселил. — Песнь пророка Ионы, три дня пребывавшего во чреве китовом. В течение этого времени Иона призывал Господа (Ион. 2) и по своей молитве был выброшен на сушу. Вера св. Филиппа в тропарях песни уподобляется вере Ионы.

[31] ...языческая же со отятиемъ отрѣваше предания... — Вероятно, имеются в виду те фрагменты Жития св. Филиппа, где осуждаются головные уборы опричников, напоминающие шапки язычников времен царя Навуходоносора: «...шлыки высоки, ризам подобны, ако халдеи имут...». Осуждение вызывает и появление одного из опричников в церкви в головном уборе — тафье, что расценивается святителем как языческий обычай. Увидев такое нарушение церковного правила, Филипп вопрошает: «Се ли подобает благочестивому царю агарянский закон держати?» (см. с. 730).

[32] …Тя иногда написа скрыжаль Богообразнѣ во пророцѣх Моисей; свѣщникъ же свѣта, и сѣнь, и процвѣтший жезлъ... — Богородица здесь уподобляется светильнику и храму, созданным Моисеем по заповедям Бога, а также чуду, происшедшему с жезлом (посохом) Аарона, который расцвел в течение ночи (Чис. 17, 6—8).

[33] ...и ручку, манну носящу... — Богородица, родившая Христа, уподобляется здесь носительнице небесного хлеба, которым Бог кормил израильтян во время 40-летнего странствия по пустыне (Исх. 16, 35). В Новом Завете манна является прообразом «хлеба жизни» — Иисуса Христа (Ин. 6, 31—35).

[34] ...Кондак (греч. — краткий) — песнопение, в краткой форме выражающее существо празднуемого события.

[35] ...Дѣвая днесь. — Начальные слова кондака из службы Рождеству Христову «Дева днесь пресущественного рождает», избранного в качестве образца для кондака св. Филиппу.

[36] Икос — песнопение, следующее за кондаком и развивающее его тему.

[37] Новый бо столпъ огненъ явися... — Напоминание об огненном столпе, из которого «воззрел Господь на стан египтян» (Исх. 14, 24) во время перехода израильтян через Чермное море. Это напоминание и дальнейший текст икоса вновь уподобляет Филиппа Моисею, выводящему свою паству к Земле обетованной.

[38] Пѣснь 7. Ирмосъ: На полѣ молебнѣ иногда. — Божественная песнь трех отроков, оставшихся невредимыми в раскаленной печи, куда их, по распоряжению Вавилонского царя Навуходоносора, бросили за отказ поклониться золотому языческому идолу, поставленному царем «на поле Деире в области Вавилонской» (Дан. 3).

[39] ...Отецъ наших Боже, благословенъ еси. — Слова, которыми три отрока, брошенные в печь, восхваляли Господа (ср.: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших» — Дан. 3, 52). Эти слова повторяются в заключение каждого тропаря песни 7, восхваляющего Филиппа, они же завершают и следующий за тропарями богородичен.

[40] ...тоя бо целующе, независтно благодать приемлем. Яко прикосновением болезнь очную исиѣлил еси... — Речь идет о чудесах, совершавшихся после открытия мощей св. Филиппа.

[41] Пѣснь 8. Ирмосъ: Покрывали водами превыспреняя своя. — Содержанием ирмоса 8-й песни канона, так же как и 7-й, является песнь трех отроков, хвалящих Господа в раскаленной печи (ср.: «Благословите Господа все воды, которые превыше небес» — Дан. 3, 60).

[42] ...разслаблена воставилъ еси и страждущему ятро прикосновениемъ ручнымъ исцѣлилъ еси. — Вероятно, имеется в виду исцеление зодчего Василия, инока Соловецкого монастыря Исайи «от недуга расслабления», кузнеца Иоанна «от внутренней болезни» (Муравьев А. Н. Жития святых российской церкви. СПб., 1857. С. 133—135).

[43] Пѣснь 9. Ирмосъ: Благословенъ Господь Богъ Израилевъ. — Песнь Захарии о рождении сына Иоанна, Крестителя Господня (Лк. 68—79).

[44] Свѣтиленъ. — Название песнопения связано с тем, что пение его после канона в конце утрени предшествует рассвету, а содержание связывается с просвещением души.

[45] Ты еси пастырь добрый... — Этими же словами начинается стихира св. Исайе Ростовскому.

[46] ...Тобою Богъ украси церковь Матере Своея... — Имеется в виду собор Успения Богородицы на территории Московского Кремля, где в 1652 г. были помещены мощи св. Филиппа после перенесения их из Соловецкого монастыря. Во время создания службы перенесение мощей в Москву в Успенский собор только предполагалось.

Созидатель и устроитель монастырской жизни во время игуменства своего в Соловецком монастыре, обличитель царского произвола и «обидимым заступник» в период служения в сане митрополита, святитель Филипп, бывший при жизни «укоряем и изгнан», после своей мученической смерти стал особенно почитаемым святым. Для богослужения, совершаемого в память о нем, было создано несколько разных текстов службы. Их составление было приурочено к перенесению мощей святителя, которые, как известно, с 1591 по 1652 г. трижды меняли место своего упокоения.

По мнению Филарета (Гумилевского), первая служба святому была создана соловецким иноком Пафнутием, когда мощи Филиппа были перевезены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий и погребены там. (Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859. С. 227). Правда, текст этой службы исследователям неизвестен (Филарет ссылается на декабрьскую Минею, опубликованную в 1645 г., однако в ней помещен текст службы, созданной не на Соловках, а в Москве, и не в 1580—1590-х гг., а около 1636 г., о чем пойдет речь ниже).

Еще две службы составлялись в связи с перенесением мощей святого, осуществленным в самом Соловецком монастыре 30 или 31 мая 1646 г.: гробница св. Филиппа под папертью Преображенского собора была вскрыта, и мощи перенесены в собор, построенный еще во времена его игуменства. Одна из служб в честь этого события была составлена иноком Соловецкого монастыря Герасимом Фирсовым (См.: Никольский Н. К. Сочинения соловецкого инока Герасима Фирсова / Изд. ОЛДП. СПб., 1916), другая — еще одним соловецким иноком Сергием Шелониным (Сапожникова О. С. Неизвестные сочинения Сергия Шелонина // Русь и южные славяне. СПб., 1998. С. 340—355).

Надо заметить, что Сергий Шелонин, составляя службу, не преследовал иных целей, кроме прославления св. Филиппа в Соловецкой обители. Его служба создавалась специально для местного празднования, устанавливаемого в монастыре, о чем свидетельствует ее содержание. Здесь неоднократно упоминается Соловецкая киновия, вновь обретшая своего бывшего игумена. («Днесь преименитая и великая Соловецкая киновия, якоже новаго Авраама-преселника тя, преславне отче, приемши, радуется»). Герасим Фирсов же надеялся на использование службы в общецерковной практике, в связи с чем он нарочито обошел все ориентиры, привязывающие ее к географически определенному месту. В тексте его службы нет ни соловецких реалий, ни упоминаний о Москве. Однако этот праздник перенесения мощей не стал общецерковным.

В практике богослужения к этому времени использовалась другая служба, созданная предположительно около 1636 г. и вошедшая в первое издание декабрьской Минеи 1636 г. Вероятно, в это время предполагалось перенесение мощей святого из Соловецкого монастыря в Москву и установление там празднования памяти святителя Филиппа. В службе есть многократные упоминания о Москве: «Царствующему граду Москве великое удобрение и русское утверждение», «Яко светозарная звезда граду нашему Москве восиял еси ученьми словес твоих». Более того, мученик Филипп принимает смерть не просто за «обидимых», но «за люди московского народа». Уже задолго до осуществленного в действительности патриархом Никоном в 1652 г. перенесения мощей св. Филиппа в Москву, в службе, созданной около 1636 г., было определено место их упокоения — Успенский собор Московского Кремля («Тобою Богъ украси церковь Матере своея»). А в самом соборе установлено празднование памяти святителя, о чем свидетельствует указание в рукописи устава богослужения Успенского собора — «Сказании действенных чинов святыя соборныя церкви Успения Пресвятой Богородицы», составленной в 1636—1639 гг. (Горский А., Невоструев К. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 3. Ч. 1. М., 1869. С. 366—369).

Итак, в 1636 г. все было готово к перенесению мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву: определено место упокоения в первопрестольном храме, создана служба, установлено празднование. Что помешало совершить этот акт, остается неизвестным. Однако служба, составленная по этому случаю, единственная из всех, созданных в честь св. Филиппа, выдержала испытание временем и в дальнейшем своем бытовании в рукописях и печатных изданиях подверглась минимальной редакторской правке.

Служба св. Филиппу, как и всякая другая, связана с житием святого, но не пересказывает его. В ней звучат только отдельные мотивы, в которых прославляется аскетизм святителя — «страсти покорив и плоть поработив духу» (стихира на литии); пастырское служение — «пасеши же стадо свое на пажитех духовных» (стихира на «Господи воззвах» на великой вечерне), «В славословие же всех Богу пресветлыя храмы воздвигл еси во спасение иночествующим» (стихира на литии); чудеса, им совершенные, — «яко прикосновением болезнь очную исцелил еси, истерзание зубом облегчи» (канон, песнь 7 и 8). В тексте службы Филипп воспевается как святитель-мученик — «Истинен святитель и страдалец» (стихира на «Господи воззвах» на малой вечерне), «мучеником и исповедником подобяся» (на «Господи воззвах» на великой вечерне), «Кровь твоя, мудре, вопиет от земля яко Аве-лева» (седален), «венец же нося страдания и испещрен кровными каплями» (канон, песнь 7). Но, пожалуй, более всего составителя службы занимает тема конфликта с царем — «Молитвою царя умоляя и дерзостно поучая неразделиму быти его царству» (стихира на «Господи воззвах» на малой вечерне), «Нравы подобяся Златоустому, посрамил еси суеумных шатания» (стихира на «Господи воззвах» на великой вечерне), «Дерзновенно неправедное начинание праведно разорявши. Царя же и люди научавши апостольским преданием последовати. И от разделения людскаго и злаго начинания престати повелевавши» (стихира на литии).

В этих описаниях поведения Филиппа нет и следа кротости святителя. Он «дерзостно повелевает», «поучает», «посрамляет», язык его — «мечь обоюду остр» (канон, песнь 8). Но вместе с тем «разумно изобличив начальствующая», святой обрел право, предстоя престолу Божественному «яко имый дерзновение к нему, молити за царя православнаго». Причем сообразно представлениям о времени и вечности эта молитва «за царя православнаго» была молитвой и за «неправедного» Ивана Грозного, и за царя, в годы правления которого создавалась и отправлялась служба.

Из всех многочисленных песнопений службы для данного издания избраны два основных жанра — славники и канон (см. примеч.). Это связано с характером содержания и исполнения этих жанров. Они весьма различаются по типу информации, заключенной в них. В каноне на первый план выходит понятийная информация — литературный текст. Здесь передаются основные события, происходившие с героем празднества, формулируются главные мотивы, прославляющие его как святого. Более того, в каноне св. Филиппу, как зачастую и в прозаических произведениях, есть начальная и завершающая этикетные формулы. Начинается он с молитвенного обращения автора к Богу о даровании ему вдохновения для восхваления святого («...словомъ вдохни восхвалити, иже Самъ избра и приятъ, верхъ страдания священнаго Филиппа»), Завершается — самоуничижительными словами, в которых похвала святому сравнивается с детским лепетом («Юношамъ нѣмование сродно присвоение бываетъ, не яко достойни суще, приими от насъ нынѣшнее благодарение, о, страстотерпче»). Для славников же конкретные поступки и линия поведения не столь важны. В них воспевается лишь общий идеал святости и преобладающее значение приобретает информация эмоциональная, выраженная в музыкальном тексте.

Причем в этой службе музыкальный текст в основном массиве источников записан только для славников и стихиры по 50-м псалме (см. примеч.). Все остальные стихиры, имеющие указания пения на подобен известны только по одной рукописи (РГБ, ф. 379, № 64). Это связано с общей для певческой практики 2-й половины XVII в. тенденцией к сокращению певческой части богослужения. И переписчикам службы св. Филиппу не было нужды записывать нотный текст стихир, как правило, не певшихся, а читавшихся, либо вовсе пропускавшихся в службе, и которые в случае необходимости можно было петь по образцу. Что же касается канона, то он в знаменных рукописях не зафиксирован. Каноны записывались в рукописях с нотацией в исключительных случаях. Они чаще читались, а если и пелись, то по образцу ирмоса, указанного в начале каждой песни.

Нотированные тексты службы, как можно предположить на основании имеющихся списков, появляются в середине XVII в. в связи с перенесением мощей митрополита в Москву в 1652 г. Оно, как известно, сопровождалось богослужением как в самом Соловецком монастыре, так и в столице. Официальное утверждение св. митрополита в чине общецерковного святого и необходимость совершения его памяти как в день перенесения мощей (3 июля), так и в день его гибели (23 декабря) потребовало пересмотра службы ему. Вот тогда-то и понадобилась письменная фиксация музыкального материала. Часть этого материала с переводом на современную нотную систему опубликована в сборнике «Рукописные памятники» (Вып. 4. СПб., 1997. С. 33—47).

Здесь публикуются тексты славников, стихиры по 50-м псалме, близкой славникам по характеру содержания и исполнения, а также канона с так называемыми междопеснями — песнопениями, исполнявшимися между песнями канона (седальнами, кондаком, икосом и светильном см. примеч.), по рукописи 3-й четверти XVII в. (РНБ, Соловецкое собр., № 191/191, л. 24—29), где текст службы помещен после краткой редакции Жития святителя Филиппа.