Минимизировать

СЛОВО МОИСЕЯ ВЫДУБИЦКОГО

Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова

Текст:

СЛОВО ИГУМЕНА О ПОСТРОЕНИИ СТЕНЫ В ВЫДУБИЧАХЪ

СЛОВО ИГУМЕНА О ПОСТРОЕНИИ СТЕНЫ В ВЫДУБИЦАХ

 

Дивна днесь видиста очи наши, мнози бо, преже насъ бывшеи, желаше видити, яже мы видихомъ — и не вѣдѣша и слышати не сподобишася, яже Богъ намъ дарова твоимъ княжениемь! Не токмо ибо отялъ еси уничижения наша, но и со славою приятъ ны, поставивъ на пространѣ нозѣ рабъ твоихъ. Мы же, смирении, что воздамъ ти противу благодѣянию ти, яже твориши и створилъ еси к намъ? И самъ бо имъ не трѣбуеши, но точию воздыхания и молитвы о здравьи и о спасеньи твоемъ. Богъ же милости воздасть ти противу трудомъ твоимъ, и архистратигъ Михаилъ,[1] емуже еси послужилъ нелестно, но о Христѣ державно милосердуя и о всѣхъ. По обычаю благому и нашея грубости писание приими, акы даръ словесенъ — на похваление добродѣтели: во газъфулакию бо княжения твоего любовь и хотѣнье ввергъше, акы вдовица она двѣ мѣдницѣ, прочее на милость твою надѣющеся.

Дивное сегодня увидели очи наши; столь многие, прежде нас жившие, желали бы видеть то, что увидели мы, — и не видели, и даже слышать не пришлось им о том, что нам Бог даровал княженьем твоим! Ибо не только не отринул ты ничтожества наши, но и со славой нас принял, по свободной стезе направив рабов твоих. Мы же, смиренные, чем воздадим тебе в ответ на благодеянье твое, которое ты творишь и уже сотворил нам? Ибо сам ничего не требуешь ты, — но лишь воздыханья и молитвы о здравье и о спасенье твоем. Бог тебе милость воздаст по заботам твоим, и архистратиг Михаил, которому ты послужил непритворно, о Христе державно заботясь и обо всех. По благому обычаю и невежества нашего слово прими как словесный подарок — на похвалу добродетели, ибо в сокровищницу твоего правленья любовь и желанье вложим, как та вдовица — две медных монеты, в остальном надеясь на снисхожденье твое!

 

Слову ятися о Господѣ дерзаемъ, то же не от скудости нашего нищетоумья, но от дѣлъ твоихъ причту приобрѣтше. И со преподобнымъ Мефедьемь[2] глаголемь, днесь бо събытье божественыхъ словесъ его, яже положи въ своихъ ему написаниихъ вѣщая: «Малое небо, богомудрого душа, воистину повѣдающи славу Божию правостью вѣры, и словесы истѣньными, и дѣлы добрыми. Небеса бесловесное естьство суще, и сочювьствено, и самовластьно, но точью свѣтлостью солнца, и растѣниемь луны, украшениемь звѣздъ, и непременьно храняще уставы временемь Владычня повеления, повѣдають славу его». Яко же всимъ, добрѣ смотрящимъ Творца, о томъ похвалити добраго ради уряжения, здѣ же преболе намъ того о тобѣ является: словеса бо честьна, и дѣла благолюбна, и держава самовластна, ко Богу изваяная, славою паче звѣздъ небесныхъ, не токмо в рускыхъ концехъ вѣдома, но и сущимъ в морѣ далече. Во всю бо землю изиидоша, по пророку, богомирная словеса твоя, христолюбовная дѣла, ими же о всихъ Владыка твои славиться, да видѣвше бо вѣща еуаггелистъ: «Дѣла ваша добрая прославять Отца вашего, иже есть на небесѣхъ»[3]. От днесь бо мнозии боголюбци познаються, без лѣности тещи во слѣдъ тебе ревнующе, обрѣтше тя проводника, яко Моисѣа[4], новыи сии Израиль изводящаго из работы немилосердья и от мрака скупости. Отселѣ бо не на брезѣ ставше, но на стѣнѣ твоего создания, пою ти пѣснь побѣдную, аки Мариамъ древле[5]. Днесь, по Исаи[6], «понавляються острови», а рекуть праведныхъ душа, видяще поновление честьнаго храма Господня утвержениемь твоимъ о Господѣ. Яко и при Зороавели[7] свобожьшеися от вавилоньска нечаяния, днесь и множьство вѣрных кыянъ, и населники ихъ болше потщание и любовь ко архистратигу Господню имѣти начинають и не токъмо ради спасения своего, но и новаго ради чюдеси, иже во дня царства твоего свѣршися. Утверждающе бо неподвижно нозѣ свои на удобренемь ти зданьи и очима си любезно смотряши, отвсюду веселие души привлачаще, и мняться яко аера достигше, а тако любовью отходять, похваляюще богомудрество твое. Блажении же, не видивше, но вѣрующе, радуються, якоже вѣща Соломонъ: «Похваляему правѣдному веселяться людье»[8]. Днесь отъяшася от многъ сердець помышления суетьная и глаголи маловѣрнии — овии бо глаголаху, яко златомъ власомъ поверзена есть церкви от небесе, и тѣмь же утверждена, а ови, яко поступаеть церкви в монастырь, инако же мнози, — и ни от единѣхъ же бѣ помощи истѣньны утѣшению, дондеже придеть, ему же щадено бысть благодать и милость во преподобьныхъ его и посѣщение во избраныхъ его. Еще же и мы долъжнии ти милостивници, нашь присныи господине, единомысльно суще ко избраньному сему мѣсту надѣемься, не забытно жажюще от тебе милости, якоже елень на источникы водныя. И Богъ милости и Отець щедротамъ, и любы единочадаго Сына его, и причастье Святаго Духа да будеть съ царьствомъ твоимъ, купь съ любыми тобою. Архистратигъ Михаилъ, покрываи храня кропомъ крилу твоею, нынѣ и присно, и въ будущия вѣкы, аминъ.

Словом коснуться Бога дерзаем — не от скудости нищего нашего разума, но делами твоими себе пример получив. И с преподобным Мефодием скажем (ибо сейчас — исполненье святых его слов, что начертал он, в своих предписаньях вещая): «Малое небо, душа богомудрого, величие Бога всегда раскрывает достоинством веры, истинным словом и добрым деяньем. Небеса бессловесны по сути своей, не ощутимы, свободны — но только сиянием солнца, измененьем луны, красотою звезд и незыблемой точностью времени по Божьему слову раскрывают величье его». Как всем, глубоко познающим Творца, хочется славить чудесное то устроенье, так и здесь о тебе нам больше того является: потому что достойное слово, и боголюбивое дело, и свободная сила, устремленные к Богу, величием выше небесных звезд, не только в русских пределах известны, но и тем, кто в море далече! По всем сторонам разошлись, по пророку, мирные в Боге слова твои и дела благочестья, которыми всюду Владыка твой славится, ибо увидев, возвестил евангелист: «Дела ваши добрые прославят Отца вашего, который на небесах». Отныне все христолюбцы познаются в том, что ревностно устремятся вслед за тобой, вождя признавая в тебе, как Моисея, новый народ Израиль изводящего из рабства, жестокости и из мрака скупости. Ибо теперь, не на берег став, но на стену, тобою построенную, пою тебе славу победную, как некогда Мариам. Ныне, по слову Исайи, «острова создаются», а праведных души ликуют, видя обновленье священного храма Господня твоим укрепленьем о Господе! Как и при Зоровавели освобожденные от вавилонского плена, так и сегодня многие из киевлян благоверных и жителей местных сильнее стремленье и любовь к архистратигу Господню нести начинают — не только ради спасенья души, но и из-за чуда, что в правленье твое совершилось: твердо ноги свои утверждая на укрепленной тобою подпоре и очами с весельем взирая, душой насыщаются миром окрест, и кажется им, будто неба достигли, и так, в умиленье, уходят, восславляя твое богомыслье. А блаженные, даже не видев, но, веруя, радуются, как сказал о том Соломон: «Радуются люди, когда хвалят праведного!» Сегодня отъяты из многих сердец помышления суетные и слова маловерия — ведь те говорили, что золотым волоском привязан наш храм к небесам и на то опирается, а другие — что вдвигается он в монастырь, и по-разному многие, — но ни от кого действительно не было помощи, пока не пришел тот, кому уже приготовлены милость и благодать среди, как и он, добродетельных, и проявление благости средь избранных, как и он. Мы также в долгу пред тобой, богомольцы, к нам наш господин подоспевший! Единой душой уповая на это священное место, всегда ожидали всех благ от тебя, как олень — источников водных. И милостивый Бог, наш щедрый Отец, и любовь единородного Сына его, и причастие Духа Святого — да будут в правленье твое вместе с твоими близкими! Архистратиг Михаил да охранит тебя, покрывая крылами своими — ныне, и присно, и во веки веков! Аминь.

 



[1] ...милости воздасть ...и архистратигъ Михаилъ... — поскольку опорная стена укрепляла храм, посвященный святому архангелу Михаилу — патрону князя, строившего его.

[2] ...со преподобнымъ Мефедьемь... — Речь идет ο почитаемом за свои пророческие писания Мефодии Патарском (выписки из его сочинений содержатся и в Повести временных лет).

[3] «Дѣла ваша добрая прославять Отца вашего, иже есть на небесѣхъ» — Ср. Мф. 5. 16.

[4] ..яко Моисѣа... — Β библейской книге Исход рассказывается об уходе евреев из египетского плена под водительством Моисея.

[5] ...аки Мариамъ древле. — Β библейской книге Исход рассказывается ο благодарственной песне пророчицы Мариам и других женщин в честь Бога, утопившего войско фараона, когда оно преследовало уходивших из египетского плена евреев.

[6] ...по Исаи... — Β Книге Пророка Исайи Бог говорит ο своей власти реки превратить в острова, а озера — иссушить.

[7] Яко и при Зороавели... — Правитель Иудеи Зоровавель по голосу Бога приступил κ обновлению Иерусалимского храма после вавилонского плена.

[8] «Похваляему правѣдному веселяться людъе». — Β Псалтыри, 63, 11, сказано: «А праведник возвеселится ο Господе и будет уповать на него; и похвалятся все правые сердцем».

 

10 июля 1198 года была заложена, а 24 сентября того же года завершена и освящена подпорная стена, удерживавшая древний (заложенный еще отцом Владимира Мономаха) Михайловский собор на осыпающемся берегу Днепра. Строил стену известный мастер Милонег (Петр) на средства киевского князя Рюрика Ростиславича. Β день открытия величественного сооружения игумен Выдубицкого монастыря (которому принадлежал собор) Моисей произнес торжественную речь, «Слово» (некоторые ученые считают, что это была кантата, составленная Моисеем, но исполненная монашеским хором), восхваляя щедрость князя и отмечая важность постройки. Этой торжественной и красочной речью завершается Киевский летописный свод 1198 года, составителем которого считают того же Моисея. Ему же приписывают и некоторые другие древнерусские произведения, но публикуемое Слово, несомненно, является самым ярким образцом его творчества и вместе с тем выдающимся произведением этого жанра вообще.

Слово игумена Моисея печатается по тексту Ипатьевской летописи под 1199 годом в издании: ПСРЛ, т. 2. СПб., 1908, с. 712—715.