Минимизировать

ВИДЕНИЕ ПРОРОКА ИСАЙИ

Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской

Текст:

МЕСЯЦА МАЙЯ ВЪ 8 ДЕНЬ. ВИДѣНИЕ, ЕЖЕ ВИДѣ СВЯТЫЙ ИСАИЯ ПРОРОКЪ СЫНЪ АМОСОВЪ

МЕСЯЦА МАЯ В 8 ДЕНЬ. ВИДЕНИЕ, КОТОРОЕ ВИДЕЛ СВЯТОЙ ПРОРОК ИСАЙЯ СЫН АМОСОВ

Въ дъводесятьное лѣто цьсарьствующю Езекию,[1] цьсарю Иудѣю, приде Исайя сынъ Амосовъ и Иасусъ сынъ Саавовъ къ Езекии въ Иерусалимъ. И въшьдъ, сѣде на одрѣ цьсаревѣ, и вьси князи иерусалимьстии, съвѣтьници цесареви и каженици стояху прѣдъ нимь. И придоша же и възвѣся и́, от селъ и съ горы пророци и сынове пророчьстии, слышавъше, Исайя яко приде от Галгалъ[2] къ Езекии и цѣлова его, въкупь же и благовѣститъ ему о хотящихъ быти. Вънегда възглагола словеса вься истиньная, Духъ Святый наиде на нь, и вьси видѣша, слышаху же вѣщания Святаго Духа. Призъва бо и цьсарь и пророци вьси; и въниду еликоже ихъ обрѣтеся ту въкупѣ: бѣ же Михѣя, и Анания старьць, Иоиль,[3] и елико сѣдяше одесную и ошуюю его.

В двадцатый год царствования Езекии, царя Иудеи, пришел Исайя сын Амосов и Иисус сын Саавов к Езекии в Иерусалим. И войдя, воссел он на одре царском, и все князья иерусалимские, советники царские и евнухи стояли перед ним. И пришли и из селений и с гор пророки и сыновья пророков, услышав, что Исайя пришел из Галгал к Езекии и приветствовал его и также благовестит ему о том, что будет. Когда возгласил (Исайя) все истинные слова, Дух Святой сошел на него, и все увидели и услышали вещания Святого Духа. Ведь царь призвал всех пророков; и входят они, сколько их собралось там вместе: был же Михей, и Анания старец, Иоиль, и те, кто сидели справа и слева от него.

И егда услышаша глас Святаго Духа, прѣклониша колѣна и въспѣша Богу вышьнему, почивающому въ святыихъ и таку силу въ словеси въ мирѣ даровавъше. Глаголющю же ему Святыимь Духъмь въ услышание вьсѣмъ, вънезапу умълче и къ тому не видяше стоящихъ прѣдъ нимь: очи же его бѣашете отвьрьстѣ, уста же затворена, обаче въдуновение Духа бѣаше съ нимь. И непьщеваху вьси, яко въсприятъ бысть Исайя. Пророци же разумѣша, яко в явлении бѣ; видѣние же, еже видѣ, не бѣ аще от вѣка сего, нъ от потаенаго от вьсякоя плъти.

И когда услышали они глас Святого Духа, преклонили колена и воспели Бога всевышнего, почивающего в святых и таковую силу слова даровавшего миру. И когда во всеуслышание он произнес сказанное ему Святым Духом, то внезапно умолк и более не видел стоящих перед ним: очи его были отверсты, уста же затворены, ибо вдохновение Святого Духа было в нем. И поняли все, что Исайя был вознесен. Пророки же уразумели, что было ему явление; видение же, которое он видел, было не от мира сего, но от мира, тайного для всякой живой плоти.

И егда прѣста от видѣния и възвратися въ ся, и повѣда Езекиеви и сыну его Насону и Михею и прочимъ пророкомъ, глаголя: «Вънегда прорицахъ въ слуха, егоже слышасте, видѣхъ ангела славьна не по славѣ ангелъ, яже вьсьгда видѣхъ, нъ етеру славу велию свято имуща, еяже не могохъ съповѣдати. И емъ мя за руку, възведе мя на высоту. Азъ же рѣхъ: “Къто еси ты, како ти е имя и камо мя възносиши?” (Сила бо ми дана бысть глаголати съ нимъ.) Тогда, отвѣщавъ, рече: “Егда възведу тя въ въсходъ и покажю ти видѣние, егоже радьма послан есмь, тогда разумѣеши, къто есмь азъ, а имени моего не сувѣси, зане хощеши паки възратитися въ тѣло свое. И егда възнесу тя, узьриши”.

И когда очнулся Исайя от видения и пришел в себя, поведал он Езекии и сыновьям его Насону и Михею и прочим пророкам, говоря (так): «Когда я пророчествовал вслух о том, что вы слышали, увидел я ангела в славе, но не в (той) славе ангела, в какой всегда видел, но в какой-то великой святой славе, о которой не мог бы рассказать. И взял он меня за руку и возвел на высоту. Я же спросил: “Кто ты, как имя твое и куда меня возносишь?” (Ибо дана была мне сила разговаривать с ним.) Тогда, отвечая, он сказал: “Когда возведу я тебя наверх и покажу тебе видение, ради которого я послан, тогда поймешь, кто я такой, а имени моего не узнаешь, потому что снова возвратишься в тело свое. Вот когда вознесу тебя, (все) увидишь”.

И радъ быхъ, яко кротъко отвѣща ми. И рече ми: “Възрадова ли ся, зане кротъко отвѣщахъ ти? И вящьшаго мене узьриши, кротѣйша и съмотрьливѣйша, хотяща бесѣдовати съ тобою, и больша большаго свѣтлѣйша и мирьнѣйша, на се бо посланъ есмь, да просвѣщю тебѣ си вься”.

И рад был я тому, что он кротко отвечал мне. И сказал он мне: “Рад ли ты, что я кротко отвечал тебе? Еще более величественного, чем я, увидишь, кротчайшего и снисходительнейшего, самого светлого и смиреннейшего, желающего беседовать с тобой, для того ведь и послан я, чтобы просветить тебя во всем этом”.

И възидохъ же и азъ и онъ на твьрьдь и видѣхъ ту брань велию: Сотону и силы его, и противяща ся Благочьстию и едино единого завидящи: якоже есть на земли, тако есть и на твьрди. Образи бо твьрдьнымъ — сьде суть на земли. И рѣхъ ангелови: “Чьто есть рать си и завида и опълчение?” И отъвѣща ми и рече: “Си брань есть дьяволя и не имать почити, дондеже придеть, егоже хощещи видѣти, и убиеть Духъмь силы своея”.

И взошли и он, и я на твердь небесную и увидели там великую битву: Сатану и воинство его, противоборствующих Благочестию и возбуждающих зависть один у другого: как это водится на земле — так и на тверди небесной. Ведь примеры того, что здесь пребывает на тверди небесной, на земле находятся. И сказал я ангелу: “Что это за война и зависть, и воинство?” И в ответ он сказал мне: “Это битва дьявольская, и не окончится она, пока не придет тот, кого ты увидишь, и не убьет (его) Духом силы своей”.

Потомь възведе мя на сущая выше твьрьди, еже есть пьрвое небо. И видѣхъ ту прѣстолъ посрѣдѣ и на немъ сѣдяща ангелъ въ велицѣ чьсти, и одесную его сѣдяща и ошююю ангелы, инаку же славу имеяху иже одесную, и пояху единѣмь гласъмь. А иже ошуюю въ слѣдъ ихъ пояху, пѣснь же ихъ не бѣаше яко и десныихъ. Въпросихъ же ангела, водящаго мя: “Кому пѣснь си въсылаема есть?” И отвѣщавъ глагола ми: “Велицѣй славѣ Божии, сущии на седмѣмь небеси, и Сыну его любимому, отнюду же посланъ есмь къ тебѣ”.

Потом возвел он меня выше тверди небесной, где первое небо. И увидел я там посередине престол и сидящего на нем ангела в великой славе, а справа от него и слева сидящих ангелов, и те, кто был справа, иную славу имели и пели в один голос. Те же, кто сидел слева, пели вслед за ними, песнь же их была не такая, как у правых (ангелов). И спросил я ангела, ведущего меня: “Кому воссылается песнь эта?” И в ответ он сказал мне: “Великой славе Божией, которая на седьмом небе, и Сыну его любимому, откуда я послан к тебе”.

И пакы възведе мя на въторое небо. Высота же небесе бѣаше, яко от пьрьваго небесе до земля. Видѣхъ же ту, яко и на пьрвѣмь небеси, десныя и шуяя ангелы и песнь вящьши паче пьрвыхъ.

И снова возвел он меня — на второе небо. Высота же неба была, как от первого неба до земли. Увидел я там, как и на первом небе, ангелов справа и слева, и (услышал) песнь, еще прекраснее первых.

И падъ на лици своемь поклонихъ ся имъ. И не остави мене ангелъ наставляяй мя: “Не покланяй ся ни прѣстолу, ни ангелу от небесъ — сего бо ради посъланъ есмь наставить тебе, — емуже ти азъ реку тъкъмо, надъ вьсѣми прѣстолы и одежа и вѣньць, егоже узьриши отселѣ уже”. И въздрадовахъ ся радостию велиею зѣло, яко така есть коньчина вѣдущимъ Вышьняго и Вѣчьнаго, възлюбленаго ему Сына, и яко от ангела Святаго Духа, — си тамо исходять.

И пал я ниц и поклонился им. И не позволил мне (этого) ангел, наставляющий меня: “Не поклоняйся ни престолу, ни ангелу небесному, для того я послан научить тебя, но только тому, на кого я тебе укажу, кто для всех престолов — и одеяние, и венец, кого ты теперь уже увидишь”. И обрадовался я радостью великой, что такая кончина (ждет) тех, кто познал Вышнего и Вечного, возлюбленного его Сына, и будто от ангела (исходящего) Святого Духа они там нисходят.

И възведе мя на третиее небо. И тамо такоже видѣхъ малъ прѣстолъ и десныя и шуяя ангелы. Обаче память вѣка сего тамо не именоваше ся, измѣноваше же ся слава Духа моего. Яко въсхождахъ на небо, и рѣхъ: “Ничтоже от оного мира сьде не именуеть ся”. И отвѣща ми ангелъ и рече ми: “Ничьтоже не мѣниться за немощь его, ничьтоже сьде утаиться тамо дѣемыихъ”. Пѣснь же, еже пояху, и славословие сѣдящаго, и ангелъ вяще бѣаше вътораго.

И возвел он меня на третье небо. И там увидел я также престол невеликий и справа и слева (от него) ангелов. Но память о (земном нашем) мире не признавалась там, признавалась слава Духа моего. Когда восходил я на небо, то сказал: “Ничто из мира сего здесь не признается”. И отвечал мне ангел и сказал мне: “Ничто не прейдет здесь из-за немощи мира, ничто здесь не утаится из того, что там делается”. Песнь же, что пели ангелы, и славословие сидящего ангела были еще прекраснее, чем на втором (небе).

И пакы възведе мя на четвьртое небо, многъмь больша бѣаше. И ту пакы видѣхъ прѣстолъ, и десныя и шуяя ангелы. И си пакы пояху, и слава и пѣние ангелъ болыли бѣаше шуихъ, и слава сѣдящаго больши бѣаше ангелъ, сущихъ одесную. Слава же ихъ такоже прѣспѣвающи нижьнихъ.

И снова возвел меня (ангел) — на четвертое небо, значительно большее. И здесь снова увидел я престол, и справа и слева ангелов. И те снова пели, и слава и пение ангелов были сильнее тех, которые слева, а слава сидящего ангела была прекраснее, чем у ангелов, бывших справа. Слава же их также превосходила (славу) нижних.

И възидоховѣ на пятое небо, и ту пакы видѣхъ легеоны бещисльны, и слава ихъ и пѣснь славьнѣиши четвьртааго небесе. Азъ же въздивихъся толику многу множьству, узьрѣвъ ангелы различьными добротами украшены, когождо славу свою имуща, и славляаху живущаго на высотахъ, егоже имя не явися вьсякой плъти, яко таку славу дасть ангеломъ, на коемьжьдо небеси? И отвѣщавъ ангелъ глагола ми: “Чьто подивися о семь, неси едини лици, нѣси бо видилъ непроходимыихъ силъ тьмы ангельскы?”

И взошли мы на пятое небо, и тут снова увидел я бесчисленные легионы, и слава и песнь их были сильнее, чем на четвертом небе. Я же подивился столь великому множеству, увидев ангелов, украшенных различными красотами, каждого в своей славе, и прославляли они живущего в вышине, чье имя не явлено всякой плоти, как же он такую славу дает ангелам, на каждом из небес? И, отвечая, ангел сказал мне: “Что ты дивишься этому, разве не видел ты единый сонм, разве не видел ты тьмы непроходимых сил небесных?”

Пакы же възведе мя на въздухъ шестаго небесе, и видѣхъ славу велию на немь, якоя же не видѣхъ на пятѣмь небеси. Видѣхъ бо ангелы въ славѣ мнозѣ, чины силь притраныихъ и мимо текуща, пѣснь же ихъ свята и чюдьна бѣаше. И рѣхъ ангелови, водящему мя: “Чьто есть еже вижю, Господи мой?” И глагола ми: “Нѣсмь азъ тебѣ Господь, нъ съвѣтникъ”. И пакы рече: “От шестаго небесе ни прѣстола ни шуихъ ангелъ, нъ от силы седмаго небесе строима суть, идеже есть именимый тъи иночадыи Сынъ Его, и вься небеса и ангели его послушають. Азъ же посланъ есмь възвесть тебе сѣмо, яко да видиши славу сию и Господа вьсѣхъ небесъ, и ангелъ, и силъ. Глаголю ти, Исайе, никътоже въ плъти мира онаго хотя взъвратитися человекъ, видѣние, еже ты видиши, ни видѣти възможетъ, еже ты хощеши видѣти. Зане ти есть въ жребий Господень прити сѣмо”. Възвеличихъ же Господа моего, поя, яко въ жрѣбий его отхожю.

Затем возвел меня (ангел) на воздух шестого неба, и увидел я славу великую на нем, каковой не видел на пятом небе. Ибо увидел я ангелов в большой славе, чины сил страшных и мимо проходивших, песнь же их была святой и чудной. И спросил я ангела, водящего меня: “Что это я вижу, Господи мой?” И сказал он мне: “Не Господь я тебе, но наставник”. И еще сказал: “На шестом небе нет ни престола, ни ангелов слева, он строится небесными силами седьмого неба, где находится названный единочадный Сын Его, и все небеса и ангелы слушают его. Я же послан сюда возвестить тебе, что увидишь ты славу сию и Господа всех небес, и ангелов, и сил. Говорю тебя, Исайя, никакой человек от плоти мира сего, хотящий возвратиться (отсюда), не может увидеть видение, какое ты увидишь. Потому что уготован тебе жребий Господень прийти сюда”. И возвеличил я Господа моего, воспев, что иду по жребию его.

И глагола ми: “Егда ис плъти сѣмо възвратишися хотѣниемь Отчьмь, тъгда въсприимеши одежю свою и тъгда ты будешь равьнъ ангеломъ, сущимъ въ семѣмо небеси”. И възведе мя на шестое небо. И прѣстола ту уже не бѣаше, ни десныхъ ни шуихъ ангелъ, нъ вьси имѣаху единъ възоръ и пѣснь ихъ равьна. И дасть ми ся да и азъ пояхъ съ ними, и ангелъ, иже съ мною быховѣ, яко слава ихъ бѣаше едина. И славляаху Отца вьсѣхъ и възлюбленаго Сына и Святаго Духа, вьси единѣми усты пояху, нъ не тацѣмь яку имѣяху на пятѣмь небеси, нъ инацѣмь гласом, и свѣтъ многъ мьняхъ велий бѣаше. И егда бѣхъ на шестѣмь небеси, свѣтъ, иже на пятѣмь небеси, тьму сущь. И въздрадовахъ ся зѣло и въспѣхъ дарующему таковая приемлющиимъ милость его. И помолихъ ся ангелу, наставляющему мя, да къ тому не възвращуся въ миръ сь плътьныи. Глаголю же вамъ, яко многа тьма есть сьде. Ангелъ же наставляяй мя глагола ми: “Чьто яко въздрадовася о свѣтѣ семь, кольми паче въздрадуешися и възвеселишися, егда узьриши свѣта праваго небесе, идеже сѣдить небесьный Отець и единочадый его Сынъ, идеже опълъчения и прѣстоли и вѣньци лежать правьдьныимъ! А о томь, еже не възвратитися тебѣ въ плъть свою, не у врѣмя коньчати ся прити сѣмо”. Си слышавъ, оскьрьбѣхъ зѣло. И глагола ми: “Не скьрби, ниже буди дряхлъ”.

И сказал мне (ангел): “Когда возвратишься сюда из плоти, по желанию Отчему, тогда получишь одежду свою и тогда станешь равен ангелам, пребывающим на седьмом небе”. И возвел меня на шестое небо. И там уже не было ни престола, ни ангелов справа и слева, но все имели единый облик, и песнь их была одинакова. И мне дано было петь с ними и с ангелом, бывшим со мной, ибо слава их была единой. И прославляли они Отца всех и возлюбленного Сына и Святого Духа, воспевали все едиными устами, но пением иным, чем на пятом небе, другим голосом, и казалось мне, что и свет был ярче. Когда я был на шестом небе, то свет пятого неба, (казалось мне), был как тьма. И сильно возрадовался я и восславил того, кто дарует такое приемлющим милость его. И помолился я ангелу, наставляющему меня, чтобы больше не возвращаться мне в сей плотский мир. Говорю же вам, что здесь (на земле) — тьма великая. Ангел же, наставляющий меня, сказал мне: “Коли ты так обрадовался этому свету, то сколь сильнее ты обрадуешься и возвеселишься, когда увидишь свет праведный истинного неба, где сидит небесный Отец и единочадный Сын его, где воинство (ангельское) и престолы, и венцы лежат для праведных! Что же до того, чтобы не возвращаться тебе в плоть свою, то еще не исполнилось время прийти тебе сюда”. Услышав такое, я огорчился сильно. И сказал он мне: “Не скорби, не падай духом”.

И възнесе мя на аеръ седьмаго небесе, и слышахъ глас, глаголющь ми: “Доколѣ въ плъти хотяй жити въсходить?” И убояхъ ся зѣло и трепетьнъ быхъ. И пакы инъ глас слышахъ глаголющь: “Не дѣейте, да възидеть достойникъ Божий, сьде бо есть одежа”. И въпросихъ ангела, сущаго съ мною: “Къто есть възбраняяй ми, къто есть пакы повелѣваяй ми възити?” И рече ми: “Възбраний убо иже надъ поющими из небесъ ангелъ, и повелѣвый ти сь есть Сынъ Божий, а имене ему не можеши слышати, доъдеже ис плъти своея изидеши”. И яко възидоховѣ на семое небо, и видѣхъ ту свѣтъ дивьнъ и неисповѣдимый, и ангелы бе-щисльны и правьдьникы. Видѣхъ етеры ишьдъше от одежь плътьныихъ и сущая въ одежахъ вышьнихъ, и бѣаху въ славѣ велицѣ стояще, обаче на прѣстолѣхъ своихъ не сѣдяху, вѣньци же славы их бѣаху на нихъ.

И вознес он меня на воздух седьмого неба, и услышал я голос, говорящий мне: “Куда восходит живущий во плоти?” И сильно испугался я и вострепетал. И вновь другой голос услышал, говорящий: “Не препятствуйте, путь войдет достойный Бога, ибо одежда (его) здесь”. И спросил я ангела, бывшего со мной: “Кто таков возбраняющий мне и кто такой повелевающий мне взойти (туда)?” И ответил он мне: “Возбраняющий — тот, кто (стоит) над поющими с небес ангелами, а повелевающий тебе — это Сын Божий, имя же его ты не сможешь услышать, пока не изыдешь из плоти своей”. И как вошли мы на седьмое небо, увидел я там свет дивный и неисповедимый, и ангелов, и праведников без числа. Увидел я и таких, кто вышел из плотских своих одежд и пребывал в одеждах вышних, и стояли они в славе великой, но на престолах своих не сидели, венцы же славы их были на них.

И въпросихъ ангела и рѣхъ: “Почьто одежа прияша и прѣстолъ славы и вѣнець не приемлють?” И глагола ми: “Не приемлють ихъ нынѣ, дондеже сънидеть Сынъ Божий сы испьрва, обаче вѣдять, чии суть прѣстоли ихъ и кое вѣньци. Егда сънидеть и будеть не въ зрацѣ вашемь, и князь мира того, Сына его радьма простьреть руцѣ свои на нь, и обѣсять и́ на дрѣвѣ, и убиеть и́, не вѣдый къто есть. И сънидеть въ адъ, и наго и пусто поставить се призрачие, иметь же и князя съмьрьть плѣньника, и сътьреть вьсю силу его, и въстанеть 3 день, имѣя етеры првьдьникы по вьсей вьселенѣй, и възидеть пакы на небеса. Тогда приимуть си прѣстолы своя и вѣньца”.

И спросил я ангела: “Почему одежды они надели, а престола славы и венца не приемлют?” И ответил он мне: “Не приемлют их теперь, пока не сойдет Сын Божий изначальный, однако ведают они, чьи это престолы и чьи венцы. Когда же сойдет он и будет невидим для вас, а князь мира того из-за Сына его прострет руки свои на него, и повесит его на древе и убьет, не ведая, кто он. И он сойдет в ад, обнажит и опустошит этот призрак, попленит князя смерти и уничтожит всю силу его, и востанет в третий день и, взяв всех праведников со всех концов вселенной, снова взойдет на небеса. Тогда и примут они престолы свои и венцы”.

И по словесьхъ сихъ рѣхъ ему: “На неже тя въпросихъ на пьрьвѣмь небеси, съкажи ми, сьде бо обѣщася мнѣ съказати, како въ ономь мирѣ бываемая, сьде вѣдома суть”.

После слов этих сказал я (ангелу): “О чем спрашивал я тебя на первом небе, скажи мне (теперь), ибо ты обещал сказать мне здесь, откуда здесь известно то, что в земном мире происходит”.

Еще ми глаголющю съ нимь, се етеръ ангелъ стоящихъ, славьнѣй вельми възведъшаго мя и вьсѣхъ ангелъ, и показа ми книгы, и, разгънувъ, дасть ми. И видѣхъ писмена бяху не яко вѣка сего. И почтохъ я, и се дѣяния иерусалимля бяху ту написана. И етеръ человекъ видѣхъ дѣла, ихъже азъ не вѣдахъ. Увѣдахъ убо въ истину, яко ничьтоже не утаить ся на седмѣмь небеси въ мирѣ бываемыихъ. И въпросихъ ангела: “Къто убо есть сь прѣспѣваяй ангелы въ славе своей?” И отвѣщавъ рече ми: “Прѣспѣваяй аньгелы: сь есть великый архангелъ Михаилъ, моля въину за человечьство”. Видѣхъ же одежа многы, и прѣстолы, и вѣньця многы лежаща; ангелов сия одежа, и прѣстоли, и вѣнци, тѣмь блюдоми суть. И глагола ми: “Сихъ одежь мнози лишають ся от оного мира, вѣровавъше словеси оному, о немьже глагола ся тебѣ”.

И пока я еще говорил с ним, вот некий ангел из стоящих, много славнее возведшего меня и всех других ангелов, показал мне книги и, раскрыв, дал их мне. И увидел я письмена, словно не от мира сего. И прочитал я их, и вот были там записаны деяния иерусалимские. И словно другой человек видел дела их, о которых я не ведал. И узнал я воистину, что ничто из того, что происходит в мире, не утаится на седьмом небе. И спросил я ангела: “Кто же тот, кто превосходит ангелов в славе своей?” И в ответ он сказал мне: “Превосходящий славою ангелов — это великий архангел Михаил, молящийся непрестанно за человечество”. И увидел я одежды многие, и престолы, и венцы лежащие; эти одежды, и престолы, и венцы (принадлежали) ангелам, они им хранимы. И сказал мне ангел: “Этих одежд многие лишаются из того мира, лишаются, поверив слову тому, о котором говорилось тебе”.

И обращься видѣхъ Господа въ славѣ велицѣ и ужастынъ бѣхъ зѣло. И приступиша къ нему вьси, яже видѣхъ, правьдникы и поклнишася ему, поюще единѣмь гласомь. И ть бѣаше подобьнъ имъ, и бысть славихъ яко и онѣхъ. И тъгда приступи Михаилъ и поклонися, и съ нимь вьси ангелы поклониша ся и вспѣша и́. И прѣобрази ся пакы и бысть яко ангелъ. Тъгда рече ми ангелъ, водяй мя: “Сему поклонися и въспои”. И поклонихъ ся и въспѣхъ ему. И глагола ми ангелъ: “Се есть Господь вьсея славы, юже видѣ”. И еще ему глаголющу, видѣхъ иного прѣславьна подобьна ему по вьсему, и правьдьници приступиша и поклониша ся и въспѣша и сему, и тъ въспѣ съ ними и не прѣобрази же ся по видомыихъ, и съ ними придоша ангели и поклониша ся ему. И рече ми ангелъ: “Поклони ся и въспой ему”. И поклонихъ ся и въспѣхъ ему. И пакы другаго въ славѣ велицѣ видѣхъ ишьдъша и въпросихъ ангела: “Къто сь есть?” И глагола ми: “Поклони ся ему, се бо есть ангельскаго Духа глаголющаго въ тебѣ и въ вьсѣхъ правьдьницѣхъ”. И по сихъ ина етера неизглаголема являшеся слава, еяже азъ отвьрстама очима духа моего не възмогъ видѣти, ни възведе мя, ни вьси ангели, яже видѣхъ покланяюща ся Господеви, развѣ тъкъмо правьдьникы видѣхъ въ силѣ велицѣ зряща къ славѣ его. И приступи къ нимъ пьрьвѣе Господь мой и ангела духовьна, и поклониста ся и въспѣста, и дъва тъкъмо. И тъгда вьси правьдьници поклонишася ся и въспѣша. Потомь слышахъ глас ту и пѣсни же слышахъ по небеси въсходяща на 6 небесъ, и вьси славляху того, егоже не можахъ азъ славы видѣти.

И, обернувшись, увидел я Господа в славе великой и ужаснулся. И приблизились к нему все праведники, которых я видел, и поклонились ему, и пели одним голосом. И был он подобен им, и был славнее их, как и других. Тогда подступил (к нему) Михаил и поклонился (ему), и все ангелы поклонились вместе с ним и воспели его. И преобразился он снова и стал как ангел. Тогда сказал мне ангел, ведущий меня: “Этому поклонись и воспой”. И поклонился я и воспел ему. И сказал мне ангел: “Это Господь всей славы, какую ты видел”. И пока он это говорил, я увидел иного преславного и во всем подобного тому, и праведники подступили к нему и поклонились, и воспели ему, и он воспел (славу) с ними, но не преобразился по их подобию, и пришли с ними ангелы и поклонились ему. И сказал мне ангел: “Поклонись и воспой ему”. И я поклонился и воспел ему. И затем увидел я другого, идущего в великой славе, и спросил ангела: “Кто это?” И ответил мне: “Поклонись ему, ведь это Дух ангельский, говорящий в тебе и во всех праведниках”. И потом являлась некая другая неизреченная слава, которую я открытыми очами духа моего не мог видеть, но не ввел меня (туда ангел) и никто из ангелов, которых я видел поклоняющимися Господу, но только праведников видел я, в силе великой смотрящих на славу его. И первыми приблизились к ним Господь мой и ангельский Дух, и только они двое поклонились и воспели ему. И тогда все праведники поклонились и воспели. Потом услышал я там и голос, и песни, возносящиеся по шести небесам, и все прославляли того, чьей славы я не мог видеть.

Вься же 6 небесъ пѣснь не тъкъмо слышима, нъ и видима бѣаше. И глагола ми ангелъ: “Сь есть единъ вѣчьнъ въ вышьнимь вѣцѣ живый, и въ святыихъ почивая, егоже ни имене можемъ тьрпѣти, иже поемъ есть святыимь Духъмь въ устѣхъ правьдьныихъ”.

Песнь же всех шести небес не только слышима была, но и видима. И сказал мне ангел: “Сей — один вечный, живущий в вышнем мире и почивающий в святых, имени его мы не можем вытерпеть, его воспевает Святой Дух устами праведников”.

И по семь слышахъ глас вѣчьнаго, глаголюща: “Господи, сыну, изиди и сълѣзи съ вьсѣхъ небесъ и буди въ мирѣ, и даже и до ангела, сущаго въ адѣ, прѣобразивъ ся по образомъ ихъ, и не познають тебе ни ангели ни князи вѣка того, и судиши князю и ангеломъ его и миру, обладомому имь, зане отвьрьгоша ся мене и рѣша: «Мы есмъ и развѣ нас никъто же есть инъ». И егда же от земля възнесеши ся, къ тому не прѣобразиши ся по небеси, нъ въ славѣ велицѣ възидеши и сядеши одесную мене. И тъгда поклонять ся тебѣ князи, и силы, и ангели, и вьсе начало небесьныихъ и земьныихъ и прѣисподьнихъ”. Сию слышахъ великую славу, заповѣдающю Господеви моему.

И услышал я затем голос предвечного, говорящего: “Господь, сын мой, выйди и снизойди до всех небес и будь в мире, сойди даже до ангела, что пребывает в аду, преобразись по их образу, и не узнают тебя ни ангелы, ни князья мира того, и будешь судить князя и ангелов его и мир, подвластный ему, ибо отреклись от меня и сказали: «Есть мы и кроме нас нет никого другого». И когда вознесешься над землей, не преобразишься больше на небесах, но взойдешь (туда) в славе великой и сядешь одесную меня. И тогда поклонятся тебе князья, и силы, и ангелы, и все начала небесного, земного и преисподнего”. Слышал я великую славу, обещаемую Господу моему.

И тъгда възиде Господь от семаго небесе и съниде на шестое небо. И ангелъ, наставляяй мя, рече: “Разумѣй, Исайе, и вижь будущее прѣображение и сънитие его, яко видѣша ангели, въспѣша и исхвалиша, и не прѣобрази бо ся по видомыихъ”. И азъ же въспѣхъ съ ними. И яко съниде на пятое небо, и прѣобрази ся по образу ангелъ тѣхъ, и не въспѣша его ни поклониша ся, бѣ бо его образъ яко и онѣхъ. Съниде же на четвьртое небо и явися имъ по възору ихъ, и не въспѣша его, бѣаше бо яко по възору ихъ. Приде же на третиее небо, и на въторое, и на пьрьвое, прѣобразуя ся на когожьдо ихъ, тѣмь же ни пояху, ни покланяху ся ему, являше бо ся подобьнъ имъ. Показоваше же знамения на коемьждо небеси стрѣщиимъ врата. Съниде же на твьрдь, идеже князь вѣка сего сѣдить, и ту дасть знамение, и образъ бѣаше его яко и тѣхъ. И не прославиша, ни пѣша его. Сниде же и къ ангеломъ въздуха сего и бѣаше акы единъ от нихъ и не дасть знамения имъ, ни въпросиша бо его. И по сихъ глагола ми ангелъ: “Разумѣи, Исайе, сыне Амосовъ, на се бо посъланъ есмь от Господа вься тебѣ указати, ни прѣже бо къто видѣ, ни по тебѣ видѣти възможеть, якоже ты видиши и слышалъ еси”. И се видѣхъ подобьна, яко Сына человеча, и съ человекы поживъ въ мирѣ, и не познаша его, и видѣхъ въсходящь на твьрьдь и уже не бяше по зраку ихъ прѣбразуя ся. Видѣвъше же и вьси ангели ужаснуша ся и покланяюще ся глаголаху: “Како утаи ся нас Господь посрѣдѣ? И не познахомъ Цьсаря Славы?” И от пьрьваго небесе въсхожаше славьнѣй и не прѣобразоваше ся, нъ вьси ангели и деснии и шюии и на срѣдьнимь прѣстолѣ сѣдяи и поклониша ся ему и въпѣша, глаголюще: “Како прѣиде мимо ны, Господи, и не увѣдѣхомъ, ни поклонихомъ ся ему?” И тако възиде на въторое, и на третиее, и на четвьрътое, и на пятое, и на шестое небо, обаче на вьсѣхъ небесьхъ слава его прилагаше ся. И яко възиде на семое небо, въспѣша и́ вьси правьдници, и вьси ангели и вься силы. И тогда видѣхъ и́, яко сѣде одесную великыя славы, еяже не могъ видѣти, и аньгела духовьнаго видѣхъ сѣдяща ошуюю и глагола ми: “Довъльно ти, Исайе; увѣдѣ плътьскъ сынъ, ни око видѣ, ни ухо слыша, ни на сердце человѣку не възиде, елико уготова Богъ любящимъ и”».

И тогда поднялся Господь от седьмого неба и спустился на шестое небо. И ангел, наставляющий меня, сказал: “Смотри, Исайя, и разумей будущее преображение и нисхождение его, как видели (это) ангелы, воспели ему и воздали хвалу, что не преобразился он по их виду”. И я тоже воспел с ними. И когда спустился на пятое небо, преобразился он по образу ангелов тех, и не воспели они ему, не поклонились, ибо был он обликом, как и они. Спустился же он на четвертое небо и явился им в их образе, и не воспели ему они, ибо был он в их образе. Пришел же он на третье небо, и на второе, и на первое, преобразуясь на каждом из них, ангелы же не пели и не поклонялись ему, потому что являлся он им в их облике. На каждом же небе показывал он знамения стражам врат. Сойдя же на твердь, где сидит князь мира сего, и тут дал он знамение, и образ его был таким же, как и у тех. И не прославили, не воспели его. Сошел же он и к ангелам воздуха сего и был как один из них и не дал знамения им, ибо они не спросили его. И после этого сказал мне ангел: “Разумей, Исайя сын Амосов, для того я послан Господом, чтобы показать тебе все то, что ни до тебя, ни после тебя никто не сможет увидеть и что видел и слышал ты”. И видел я (Господа) как Сына человеческого, средь людей жил он на земле, и не узнали его, и видел я его восходящим на твердь небесную и уже (больше) не преобразующегося в облик их. Увидев его, все ангелы ужаснулись и поклонились, говоря: “Как утаился среди нас Господь? И не познали мы Царя Славы?” И от первого неба восходил он со славой и не преобразовался, но все ангелы и справа, и слева, и на среднем престоле сидящий поклонились ему и воспели, говоря: “Как прошел ты мимо нас, Господи, и не узнали мы, не поклонились ему?” И так взошел он на второе, и на третье, и на четвертое, и на пятое, и на шестое небо, и на всех небесах прибавлялась слава его. И когда взошел он на седьмое небо, воспели его все праведники, и все ангелы, и все силы. И тогда увидел я его, как сел он справа от великой славы, которую я не мог видеть, и ангела Духа видел я, сидящего слева, и сказал он мне: “Довольно тебе, Исайя; узнало чадо человеческое (то, что) ни оком увидеть, ни ухом услышать, ни сердцем вместить человеку — сколько уготовил Бог любящим его”.

И рече ми: “Възврати ся въ одежю свою, донъдеже врѣмя дьний твоихъ испълънить ся, и тогда придеши ми сѣмо”».

И сказал мне: “Возвратись в одежду свою (плотскую), покуда срок дней твоих не исполнится, и тогда придешь ко мне сюда”».

«Си видѣхъ», — Исайя рече стоящимъ окрьстъ его. И слышавъше си прѣдивьная, прославиша и въспѣша Бога, давъшаго таку благодать человѣкомъ. Рече же Езекиеви цьсарю: «Кончина вѣка сего и вьсе видѣние се събудеть ся въ послѣдьнимь родѣ». И заклятъ я́ не възвѣстити сыномъ израилевомъ, ни словесъ сихъ дати написание вьсякому человѣку, «нъ елико аще разумѣете от цьсаря, реченая въ пророцѣхъ, таковая разумѣйте вьси. Вы же бъдите о святѣмь Дусѣ, да приимете одежю вашю, и прѣстолы, и вѣньця славы, на небесьхъ лежащая». И прѣста глаголя и изиде от Езекия цьсаря.

«Я это видел», — сказал Исайя стоящим вокруг него. И они, услышав обо всем этом предивном, прославили и воспели Бога, даровавшего такую благодать людям. И сказал (Исайя) царю Езекии: «Кончина мира сего и все виденное сбудется в последнем (людском) роде». И заклинал их не рассказывать (это) сынам израилевым, и не давать никому запись этого рассказа, «но что уразумеете от царя из сказанного пророками, то уразумевайте все. Вы же заботьтесь о Святом Духе, чтобы получить одежду вашу, и престолы, и венцы славы, лежащие на небесах». Исайя перестал говорить и вышел от Езекии царя.

Тому же Богу нашему слава и ныня и присно и въ вѣкы вѣкома. Аминь.

Тому же Богу нашему слава и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] Езекия — царь иудейский, сын царя Ахаза, живший примерно в VII в. до н. э. Борец против идолопоклонства. Отказался платить дань Ассирии, в результате чего ее войско вторглось в Иудею (4 Цар. 18; Исх. 34, 1—22), но было чудесным образом истреблено Ангелом Господним. Пророк Исайя исцелил царя Езекию от тяжелого недуга и неоднократно пророчествовал ему. В Библии Езекия характеризуется как благочестивый и удачливый правитель.

[2] Галгал — название селения в Иерихонской равнине, на восток от г. Иерихона и на северо-восток от Иерусалима.

[3] ...бѣ же Михѣя, и Анания старьць, Иоиль... — Михей Морасфитин — пророк, живший во времена царствования иудейских царей Иоафама, Ахаза, Езекии; Анания — пророк из Гаваона, сын Азура. Пророк Иеремия обличал его в лжепророчестве (Иер. 28); Жил при правлении царя иудейского Седекии. Иоиль — пророк, сын Вафуила, один из двенадцати так называемых «малых» пророков.

Это апокрифическое сочинение связывают с кругом памятников письменности Кумрана, найденных на берегу Мертвого моря в 1947 г. Полный греческий текст его не сохранился, известны лишь фрагменты V—VI вв. и переработка, сделанная в XII в. (греческая легенда). Кроме того, «Видение Исайи» известно в коптском фрагменте IV в. и в латинских фрагментах V—VI вв. Славянский текст «Видения» является переводом с греческого, он был известен древнерусским книжникам уже по Индексу отреченных книг, вошедшему в «Изборник 1073 г.». Как предполагают исследователи, в основе «Видения Исайи» лежит более обширное апокрифическое сочинение «Вознесение Исайи», содержащее 11 глав, в котором главы с 6-й по 11-ю составляют собственно «Видение». Впрочем, существует мнение, что «Видение» возникло в раннехристианскую эпоху как вполне самостоятельный рассказ, позднее соединенный с другим апокрифическим текстом о пророке Исайе, и эта компиляция называлась «Вознесение Исайи» (Д. Петканова). Полный текст этого обширного «Вознесения» сохранился лишь в эфиопской версии в списках XV—XVII вв., она осталась неизвестна древнерусской литературе.

Самый ранний древнерусский список «Видения пророка Исайи» содержится в Успенском сборнике XII—XIII вв., по тексту которого и издается в настоящем томе. (В 1997 г. вышла книга «Апокрифы Древней Руси. Тексты и исследования». (Отв. ред. и составитель В. В. Мильков). Серия «Общественная мысль: исследования и публикации». В этом издании опубликованы апокрифы в переводе на современный русский язык, но без их древнерусского оригинала, лишь с указанием на списки, которые положены в основу перевода. Перевод «Видения Исайи» осуществлен, как и наш, по списку Успенского сборника В. М. Хачатурян, комментарии и примечания с точки зрения истории философских взглядов в Древней Руси принадлежат В. М. Хачатурян и В. В. Милькову. Наш перевод «Видения Исайи, сына Амосова» был сделан ранее и независимо от этого издания). Следует указать также сербский список XIV в. из собрания Хлудова и список Кирилло-Белозерского монастыря XV в. Известный книгописец и переписчик из этого монастыря Ефросин упоминает «Видение Исайи» в приписке в одном из своих сборников, обнаруживая интерес и хорошее знакомство с апокрифической литературой: «Исайя пророк и Андрей юродивы видели венци на небеси и обители и ризы святымь зде добре живущим...» Пророк Исайя — один из великих ветхозаветных пророков, живший во дни царствования иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии. Начало его пророческого служения связано с тем, что однажды он увидел Господа, сидящего на высоком престоле в храме, и концы его одежд заполняли собой весь храм. Вокруг престола летали шестикрылые серафимы. Исайя громко воскорбел о том, что уста его нечисты, грешны. Тогда один из серафимов взял с жертвенника клещами горящий уголь и коснулся им уст пророка, очистив их для пророчества (Ис. 6). Этот сюжет Ветхого Завета был использован Пушкиным в стихотворении «Пророк».

«Видение пророка Исайи» принадлежит к ряду апокрифических эсхатологических видений. Оно связано, по-видимому, с палестинской апокалиптической традицией, становление которой ученые относят ко второй половине III в. до н. э. (См.: Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994), и, может быть, создано в ессейско-кумранской среде. В древнерусской литературе известен ряд подобных по содержанию текстов: «Видение апостола Павла», «Хождение Богородицы по мукам», «Книга Еноха праведного», с которой в описании восхождения пророка Исайи на семь небес исследователи усматривают параллели (М. И. Соколов, 1910). Тематически связанное с ветхозаветной Книгой пророка Исайи, «Видение» содержит подробный и последовательный рассказ о восхождении на небеса Исайи, которого в каноническом тексте Библии нет.

Подобно тому как в «Хождении Богородицы по мукам» Богородицу ведет по разным концам ада архангел Михаил, показывая мучения грешников, так и Исайя имеет своего проводника по всем семи небесам — ангела «в славе». Исайя получает Откровение и познает тайну мира; в «Хождении» Богородица, потрясенная увиденным, заступается за грешников перед Господом. Оба текста строятся на диалоге: вопросах «ведомого» и ответах и пояснениях «ведущего», раскрывающих смысл увиденного.

По-видимому, это основной сюжетный принцип таких сочинений. Он позволял в процессе переписывания и редактирования текстов расширять или сокращать их. Текстологическая работа над древнерусским «Видением Исайи» (сохранилось более десяти списков) не проведена. Недавнее издание полного текста обширного «Вознесения Исайи», связанного с «Видением» (в серии Corpus christianorum, seriae Apokryphorum. Vol. 7, 8, Leuven 1994, где представлены наряду со славянской греческая, коптская, латинская, эфиопская версии) поможет более четко представить характер взаимосвязи этих памятников.