Минимизировать
М. И. Попов (1742 — ок. 1790)
 
Происходил из купцов. С 1757 г. был актером Придворного театра в Петербурге. В 1765 г. поступил в Московский университет; познакомился с Н. И. Новиковым, принял участие в его сатирическом журнале «Трутень» (1769), а также в журнале М. Д. Чулкова «И то и се». В 1767 г. стал секретарем в Комиссии для сочинения нового Уложения, где числился вплоть до 1780 г. Литературная деятельность Попова разнообразна: ему принадлежит, в частности, первая русская комическая опера («Анюта»), беллетристическое произведение «Славенские древности», прозаический перевод поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим» и др. Как и для М. Д. Чулкова, для Попова характерен постоянный интерес к русскому фольклору. В сочинении «Описание древнего славенского языческого баснословия» (1768) Попов пытался воссоздать славянскую мифологию.
 
В истории русской лирики Попов остался прежде всего как автор песен, имевших большую популярность в XVIII — начале XIX в. В 1765 г. он издал свой первый сборник: «Песни, сочиненные Михаилом Поповым», затем в 1768 г. последовало 2-е издание: «Песни, вновь исправленные и умноженные. Сочинение Михаила Попова», где прежние песни были расположены в иной последовательности и дополнены новыми. Наконец, с некоторыми изменениями они были включены в книгу «Досуги, или Собрание сочинений и переводов Михаила Попова» (СПб., 1772, ч. 1—2). Уже после смерти поэта вышел готовившийся им сборник «Российская Эрата, или Выбор наилучших новейших российских песен...» (СПб., 1792, ч. 1—3), куда вошли народные песни и сочиненные Поповым. В предисловии к этому сборнику он писал: «...Любовная песня есть род малыя поэмы, в которой описывается некоторое приключение или страсть любящего; но описание сие должно быть кратко, живо, просто, но благородно, ни лирическия пышности, ни комическия низости не имеющее; чтоб огнь его умножал свой пламень постепенно и оканчивался острым и решительным падением».
 
Автор вступ. статьи и коммент. Н. Д. Кочеткова
 
 
Элегия («Едва тебя, мой свет, успела полюбить...»)
 
Сонет («О небо! для чего родился человек?..»)