Минимизировать
И. А. Крылов (1768 или 1769—1844)
 
Родился в семье армейского офицера. Рано потеряв отца, подростком поступил на службу. Был мелким чиновником. С 1782 г. жил в Петербурге. С начала 1780-х гг. выступал как драматург (комическая опера «Кофейница» и целый ряд других пьес). В 1789 г. издавал журнал «Почта духов»; в 1792 г. совместно с А. И. Клушиным, П. А. Плавильщиковым и И. А. Дмитревским организовал частную типографию, где печатались журналы «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793). Здесь появились лучшие прозаические произведения Крылова и довольно многочисленные стихи, принадлежавшие как ему, так и А. И. Клушину, А. И. Бухарскому и др. В 1800-е гг. Крылов вновь обратился к театру (шуто-трагедия «Трумф» и др.). В 1809 г. вышла первая книга его басен. С 1812 г. писатель служил в Публичной библиотеке, участвуя в литературной жизни прежде всего как баснописец. Был членом «Беседы любителей русского слова».
 
Лирика Крылова относится преимущественно к 1790-м гг. Во многом он ориентировался на творчество Г. Р. Державина, но по-своему использовал и опыт литературных противников — сентименталистов (прежде всего Н. М. Карамзина и И. И. Дмитриева, с которыми полемизировал в своих журналах). Крылова привлекала нравственно-философская проблематика, получившая отражение в его обширных стихотворных посланиях и особенно в переложениях псалмов, проникнутых пафосом негодования на «неправедных врагов» и верой в торжество справедливости. Любовные стихи Крылова, прежде всего цикл, посвященный Анюте («Мой отъезд», «Вечер» и др.), отчасти открывают «жизнь сердца» насмешливого сатирика. Мемуарист П. В. Алабин рассказывал о том, что эти стихи были обращены к А. А. Константиновой, дальней родственнице М. В. Ломоносова, на которой Крылов не смог жениться из-за своей бедности. В семье Раевских-Волконских сохранилось предание о том, что Крылов сватался не к ней, а к Е. А. Константиновой. Однако исследователи считают, что оснований говорить о реальном прототипе образа Анюты нет (см.: И. А. Крылов в воспоминаниях современников. М., 1982, с. 43—47, 373).
 
В лирике Крылова вполне проявилось присущее ему замечательное владение словом. В его камерную лирику органично входят разговорные слова и обороты — здесь начинает формироваться стихотворный язык будущего прославленного баснописца.
 
Автор вступ. статьи и коммент. Н. Д. Кочеткова