Минимизировать
А. П. Сумароков
ХОРЕВ
 
ТРАГЕДИЯ
Представлена в первый раз в начале 1750 года на императорском театре в Санкт-Петербурге
 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
 
Кий, князь Российский
Хорев, брат и наследник его
Завлох, бывший князь Киева-града
Оснельда, дочь Завлохова
Сталверх, первый боярин Киевский
Велькар, наперсник Хоревов
Астрада, мамка Освельдина
Два стража
Три воина
Пленник
 
Действие в Киеве, в княжеском доме.
 
                     Действие II 
                                           Действие III
                                                                 Действие IV
                                                                                        Действие V
 
КОММЕНТАРИЙ
 
Впервые — Хорев. Трагедия Александра Сумарокова. СПб., печ. при имп. Академии наук, 1747. Наборная рукопись первого издания трагедии с поправками автора хранится в Рукописном отделе Ин-та русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Р. II оп. 1, № 413). Второе, радикально переработанное издание — СПб., 1768. Печатается по изданию: «Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе...» А. П. Сумарокова (ч. III, с. 1—57. М., 1781).
 
Сочинена в 1747 г. Исторический фон событий, положенных в основу сюжета, и имена основных персонажей были, по мнению П. Н. Беркова (Сумароков А. П. Избр. произв. Л., I957), взяты Сумароковым из компиляции Иннокентия (Гизеля) «Синопсис, или Краткое описание о начале славянского народа, о первых киевских князех, и о житии святаго, благовернаго и великаго князя Владимира... 4-м тиснением изданное» (СПб., 1746, с. 18—19). В композиционном построении трагедии отдаленно проглядывают контуры вольтеровской трагедии «Брут» (1730). Коллизия, связанная с чувствами Хорева и Оснельды, воспроизводит на новой основе трагическую коллизию борьбы долга и страсти в душе Тита, сына Брута, к Тулии, дочери врага Римской республики. Отдельные приемы ведения интриги, в частности посылка письма к Завлоху от Оснельды, ставшая причиной ее гибели, напоминают другую пьесу Вольтера — трагедию «Заира» (1732).
 
Впервые пьеса была представлена в 1749 г. в Сухопутном шляхетном корпусе любительской труппой, составленной из кадет. 8 февраля 1750 г. кадеты разыграли «Хорева» под руководством Сумарокова при дворе (Камер-фурьерский церемониальный и походный журнал 1750 года, с. 16), положив тем самым начало деятельности Придворного кадетского театра. 25 февраля кадеты повторили спектакль (там же, с. 30). Роль Хорева в первых постановках исполнял Н. А. Бекетов, роль Кия — П. И. Мелиссино, роль Оснельды — П. С. Свистунов (Отеч. зап., 1822, ч. XII, № 32, с. 298). В январе 1752 г. «Хорев» был дважды представлен на сцене придворного театра в Царском Селе труппой ярославских актеров во главе с Ф. Г. Волковым. Роль Оснельды исполнил молодой И. А. Дмитревский, в роли Кия выступил сам Волков, в роли Хорева — А. Ф. Попов (там же, с. 308—309). В дальнейшем, вплоть до 1790-х годов, «Хорев» регулярно ставился на сценах театров Петербурга и Москвы. Сохранились известия о более чем двадцати постановках трагедии в XVIII в.