Амвросий Юшкевич

Минимизировать
Амвросий Юшкевич (1690—1745), по происхождению малоросс, учился в польских школах, затем в Киевской духовной академии, по окончании которой постригся в монахи и оставался в ней уже учителем. В 1736 г., в год смерти Феофана Прокоповича, рукоположен в Вологодские епископы и назначен членом Синода. С этого времени Амвросий становится первым проповедником Петербурга: все важные праздники и торжества церкви и империи сопровождаются его «казаниями». Императрица Анна, не отличавшаяся особенной ревностью к церкви, требовала, чтобы слова Амвросия не были «очень пространными и долгими», по той же причине в ее царствование было издано только одно слово «преизрядного» проповедника «На бракосочетание принцессы Анны Леопольдовны» (1739). Признанием заслуг Амвросия стало рукоположение его 29 мая 1740 г. в Новгородские архиепископы и назначение первым членом Синода. С этого времени Амвросий становится одним из первых лиц в государстве. К его советам и помощи прибегают в последовавшие вскоре мрачные и неспокойные месяцы регенства и правления Анны Леопольдовны. Стоя в стороне от интриг борющихся партий, Новгородский архиерей счастливо избежал неприятностей при воцарении Елизаветы Петровны, а в первые годы царствования его положение при дворе упрочилось. Он один из тех, кто готовит торжество вшествия Елизаветы в Москву для коронации, в день вшествия и коронации произносит соответствующие речи, в которых так же, как и в публикуемой, обличает бывших временщиков, «сидящих в гнезде орла российского нощных сов и нетопырей». Радость Амвросия по поводу окончания «владычества немцев» была неподдельной, главным образом, вероятно, потому, что он принадлежал к числу тех, кто боролся с протестантским духом в религиозной политике аннинского времени. Так, например, он не однажды ратовал о снятии запрещения с книги Стефана Яворского «Камень веры» и обвинял в отказе А. И. Остермана, которому, по его словам, «мы противны для того, что он не одного с нами закону».[1] В первые дни царствования Елизаветы по особому высочайшему повелению с книги Стефана запрет был снят. Если в церковной политике Амвросий не мог сочувствовать указам Петра I (в 1741 г. он выступает против петровских монастырских указов, а в 1742-м вместе с Арсением Мацеевичем подает предложение о реформе высшего церковного управления в пользу единоличного управления и отмены Синода), то гражданские реформы Петра и общий дух его политики вызывают его искреннее одобрение. Сам Амвросий всемерно способствовал просвещению и в 1740 г., сразу после вручения ему Новгородской епархии, он решает открыть Новгородскую семинарию, для которой он составил регламент, определил штат и не жалел средств. Согласно завещанию, Амвросий похоронен в паперти Соборной церкви Антониева монастыря, при котором помещалась семинария.
 
Публикуемое слово было произнесено на первом светском торжестве нового царствования, в день рождения императрицы 18 декабря (30 ноября отмечался первый церковный день Андрея Первозванного). Одновременно с проповедью в Петербурге в Москве архимандрит Иконоспасского монастыря и ректор Славяно-греко-латинской академии Кирилл Флоринский произнес в Успенском соборе свое слово по этому поводу: «Слово в высокоторжественный день рождения Елисавветы Петровны», в котором также осуждал предшествовавшее правление и превозносил «семя Петрово». Исторический обзор и перечисление заслуг Петра I у Амвросия заметно обширнее, чем у Флоринского, к тому же язык и стиль его «Слова» намного проще и понятнее, а риторическое напряжение сильнее. Все это привело к тому, что «Слово», опубликованное в  первые дни 1742 г., повлияло на последующую панегирическую традицию елизаветинского времени (не только церковную, но и светскую). Как справедливо заметил С. М. Соловьев, «Амвросий этой проповедью ввел обыкновение начинать прославление Елизаветы прославлением Петра».[2] Это произведение должно было повлиять не только на литературу, но и на сознание и поведение общества. Впервые за долгие годы в развернутом виде были вспомнены и перечислены заслуги Петра I, предана анафеме антинациональная и антигосударственная политика «внутренних врагов» и обозначился характер и дух нового царствования.
 
СЛОВО В ВЫСОЧАЙШИЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШИЯ САМОДЕРЖАВНЕЙШИЯ ВЕЛИКИЯ ГОСУДАРЫНИ НАШЕЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ ВСЕЯ РОССИИ
 
[1] Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1993. Кн. 11. Т. 21. С. 142.
 
[2] Там же. С. 158.