Досифей, игумен Соловецкого монастыря

Досифей (кон. XV — нач. XVI в.) — игумен Соловецкого монастыря, автор одной из редакций Жития Зосимы и Савватия, книголюб. О Д. известно немного, и все, что дошло до нас о нем, связано с его литературно-просветительной деятельностью. Д. стал монахом Соловецкого монастыря при жизни игумена Зосимы (до 1478 г.) и был его учеником. После смерти Зосимы в Соловецком монастыре часто менялись игумены, Д. в очень непродолжительный срок занимал должность игумена (до 1483 г.) (Досифей, архим. Географическое..., ч. 1, с. 64). В дальнейшем, судя по дошедшему материалу, все его внимание сосредоточилось не на административно-хозяйственной деятельности, а на укреплении монастыря как культурного центра и утверждении памяти его основателей. Сохранилось свидетельство о том, что якобы сам Д. в 1478 г. написал первую икону с изображением Зосимы и Савватия (там же, с. 282). Однако в Житии Зосимы и Савватия при описании чуда Зосимы, помогающего «на море стражющим человеком в беде», сообщается, что в монастыре не смели «дерзати до 30 лет по преставлении преподобнаго образа писати» (ВМЧ, Апрель, дни 8—21, стб. 549).

Д. является создателем одной из лучших и хорошо сохранившихся древнерусских библиотек. С этой целью он по крайней мере несколько лет провел в Новгороде, занимаясь организацией переписки книг для монастыря. Уцелело два перечня книг, переписанных специально для монастыря по инициативе Д. в 1493 и 1494 гг. Эти перечни включены в состав приписок к двум рукописям, тоже предназначавшимся для Соловецкого монастыря. К настоящему времени Н. Н. Розовым уточнен список сохранившихся книг, собранных стараниями Д. для монастыря. Д. положил начало созданию разносторонней по составу библиотеки своего монастыря. Содержание этих рукописей отражает известную широту взглядов Д., интерес его к церковно-полемической тематике и к лучшим произведениям оригинальной русской литературы. Д. сам выбирал лучшие списки для переписывания, сам редактировал послесловия и делал вкладные приписки. Об отношении его к книгам как библиофила свидетельствует экслибрис, которым он метил свои книги. По мнению Н. Н. Розова, Д. в подборе книг для Соловецкой библиотеки находился под сильным воздействием церковно-полемической и литературной деятельности новгородского архиепископа Геннадия и, по всей видимости, входил в число членов геннадиевского кружка.

О пребывании Д. в Новгороде и об общении его с архиепископом Геннадием известно из «Слова о сотворении Жития началников соловецких», написанного Д. и дошедшего в составе Жития Зосимы и Савватия. Здесь Д. рассказал о том, при каких обстоятельствах было написано это Житие. При встрече Д. с архиепископом Геннадием в Новгороде последний уговорил Д. описать жизнь основателей Соловецкого монастыря. Д., уединившись, написал по памяти, что знал о Зосиме и Савватии. Сведения о Савватии и ранних годах жизни Зосимы были заимствованы им тоже по памяти из записок, сделанных в монастыре со слов «подруга» Савватия и Зосимы старца Германа, которые к этому времени уже были утрачены. Свой труд Д. не решился показать Геннадию. Через несколько лет, в 1503 г., он был в Ферапонтовом монастыре и уговорил проживавшего там в заточении бывшего митрополита Спиридона-Савву на основании своих записей переписать заново жизнеописание Зосимы и Савватия, что последний и сделал. До нас дошел наиболее ранний текст Жития Зосимы и Савватия только в редакции Спиридона-Саввы. В предисловии к другой редакции Жития, составленной тоже в XVI в., было высказано мнение о том, что труд Д. был написан «неухищренно», Спиридон же Житие «отчасти убо и добрословием украси» (Яхонтов. Житие..., с. 21).

Судить о писательской манере самого Д. мы имеем возможность только на основании его «Слова о сотворении Жития». В последнем просто, четко и ясно описана история создания Жития. «Слово о сотворении Жития» дошло в двух видах (или редакциях), один из которых напечатан в ВМЧ и Р. П. Дмитриевой, а другой — Р. П. Дмитриевой. По мнению В. О. Ключевского, в большинстве списков оно представлено в поздней переделке, а первоначальный вид его сохранился в списке ГБЛ, Волок. собр., № 659 (Ключевский. Древнерусские жития, с. 202). И. К. Яхонтов оспорил это мнение и считал, что зависимость между текстами была обратной (Яхонтов. Житие..., с. 20). Для решения этого вопроса требуется проведение специального исследования не только «Слова» Д., но и всего текста Жития Зосимы и Савватия, в составе которого дошло «Слово». Для изучения писательской деятельности Д. Волоколамский сборник № 659 представляет особый интерес. Дело в том, что в нем переписаны еще два небольших произведения, посвященных Соловецкому монастырю — «Чюдо Зосимы о иноци диакони» и «Пророчество отца нашего Зосимы» (напечатано В. О. Ключевским). Автором последнего, написанного в 1510 г., по мнению В. О. Ключевского, мог быть Д. Это предположение В. О. Ключевского не лишено оснований. В целом рассказ посвящен описанию распрей в монастыре; начинается он со слов умирающего Зосимы, обращенных к автору рассказа, и далее рассказчик говорит о себе в первом лице. То же самое предсмертное обращение Зосимы имеется в Житии Зосимы; в той части, где повествование ведется от имени Д. — «Се аз... Дософей» (ВМЧ, Апрель, дни 8—21, стб. 589). Следует к тому же обратить внимание на то, что значительная часть статей Волоколамского сборника № 659, написанного в первой половине XVI в., судя по тематике, ведет происхождение из Новгорода, где в это время архиепископскую кафедру занимал иосифлянин Макарий (Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ, Л., 1974, т. 28, с. 215—216). Имея в виду, что в свое время Д. поддерживал связь с новгородским архиепископским домом, вопрос о происхождении статей о Соловецком монастыре в составе этого сборника заслуживает особого внимания. Только в редакции Волоколамского сборника «Слова о сотворении Жития» сообщается о том, что Д. привез и показал Геннадию отредактированное Спиридоном Житие. Это случилось, по всей видимости, до июня 1504 г., когда Геннадий был сведен с кафедры. Изложенные факты позволяют связывать происхождение статей о Соловецком монастыре в Волоколамском сборнике непосредственно с Д.

Только Филарет, ссылаясь на рук. собр. Царского, № 96,: среди сочинений Д. называет еще «Похвальное слово Зосиме».

Видимо, последнее дошедшее до нас известие о Д. относится к 1514 г. В отводной грамоте Соловецкого монастыря, составленной в 1514 г., среди «лучших старцев» монастыря упомянут «бывший игумен Достофей» (Досифей, архим. Географическое..., ч. 1, с. 66).

Изд.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 459—460; ВМЧ, Апрель, дни 8—21. М., 1912, стб. 586—589; Дмитриева Р. П. «Слово о сотворении жития началник соловецких Зосимы и Савватия» Досифея // Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982, с. 123—136.

Лит.: Досифей, архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. 2-е изд. М., 1853, ч. 1; Яхонтов Ив. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1882, с. 13—32; Розов Н. Н. 1) Соловецкая библиотека и ее основатель игумен Досифей // ТОДРЛ. М.; Л., 1962, т. 18, с. 294—304; 2) Когда появился в России книжный знак // АЕ за 1962 г. М., 1963, с. 88—91; 3) Соловецкая библиотека // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов / Под общей ред. Д. С. Лихачева. М., 1980, с. 312—316; Кукушкина М. В. Библиотека Соловецкого монастыря в XVI в. // АЕ за 1970 г. М., 1971, с. 358—361; Бегунов Ю. К. Книгописная деятельность игумена Досифея // Die Welt der Slaven, Köln; Wien, 1972, Jhrg. 17, H. 2, s. 255—264; Щапов Я. Н. К истории русского книжного знака конца XV—XVII вв. // Рукописная и печатная книга. М., 1975, с. 85—90.

Р. П. Дмитриева