Штейн (Stein) Генрих Фридрих Карл

Минимизировать
— 383 —

Штейн (Stein) Генриx Фридрих Карл, барон (1757–1831), прусский министр, один из идеологов антинаполеоновской коалиции (см.: Зак Л. Монархи против народов. М., 1966. С. 18–21; Koshny W. Aleksandr Griboedov und der neue Patriotismus // Deutsche und Deutschland aus russischer Sicht. Muenchen, 1998. S. 349–376), товарищ И. Т. Буле по Геттингенскому университету, с 1812 г. служил в русской армии. С. Н. Бегичев вспоминал: «Буле познакомил Штейна с Г., Штейн приласкал юношу, и Г. несколько раз рассказывал мне с удовольствием о беседах их со Штейном и Буле» (Восп. С. 24). Выдающийся реформатор, противник крепостного рабства и бюрократической системы управления, порожденной абсолютизмом, Ш. полагал: «Следует сломить оковы, которыми чиновничье управление сдавливает свободный подъем человеческой деятельности» (РА. 1891. № 8. С. 8). Пруссию он надеялся видеть конституционным государством, играющим ведущую роль в европейском национально-освободительном движении. Объявленный Наполеоном вне закона, Ш. прибыл в Россию, полагая, что неизбежное противоборство с Наполеоном поставит ее в положение защитницы прав европейских наций и обяжет российское правительство
— 384 —

к внутренним реформам. Известны и замечания Ш-на, направленные против галломании в России, соотносимые с монологом Чацкого «В той комнате незначащая встреча…»: «Хорошо ли поступила Россия, поощрив вторжение чужеземных обычаев? Не следовало бы ли ей положить преграду дальнейшему их распространению? Заимствование европейских общеполезных знаний и учреждений было тут для того, чтобы доставить нации выгоды, сопряженные с научным образованием и разумным управлением; но она могла бы сохранить свои первоначальные нравы, образ жизни, одежду и т. д., а не подкапывать и не портить своей самобытности, изменяя все это. Ей не нужно было ни французской одежды, ни французской кухни, ни иностранного общественного типа; она могла бы из собственного исключить все грубое, не отказываясь от всех его особенностей <…>. Быть может, еще не поздно умерить вторжение чужих обычаев и придать ему направление более целесообразное. Можно было бы ввести снова столь целесообразную и удобную национальную одежду — кафтан» (РА. 1871. Стлб. 0127–0128).