Житие Мефодия (Пространное)

Житие Мефодия (Пространное) — памятник болгарской агиографии, получивший широкое распространение в древнерусской книжности, посвященный жизни и деятельности славянского просветителя, брата Константина Философа. Ж. сохранилось в 16 списках русской редакции, старший из которых в составе Успенского сборника XII—XIII вв. (ГИМ, собр. Успенского собора, № 4). Все списки содержат полный текст, переделки и самостоятельные извлечения и фрагменты пока не обнаружены.

В Ж. акцент падает на моравский период жизни святого, о византийском периоде автор говорит слишком коротко, опираясь на факты из Жития Константина (Кирилла) Философа. Рассказ Ж. строится по правилам византийской агиографии, с некоторыми отклонениями. Так, например, в качестве первой главы вставлено значительное по своему объему сочинение конфессионального характера. Вероятно, оно представляет исповедание самого Мефодия во время его «экзамена» по ортодоксии в Риме. Такого типа введения в византийской житийной литературе обычно не применяются. Изложение агиографического материала заметно отличается от манеры изложения в Житии Константина — Ж. очень сдержанно, насыщено историческими подробностями и имеет более определенную идеологическую направленность — доказать моравским правителям праведность и святость дела Мефодия в тяжелых условиях борьбы за сохранение славянского богослужения и просвещения Великоморавии. Этим и обусловливается присутствие в тексте Ж. документов, писем, высказываний, реальных исторических эпизодов.

Ж. анонимно, поэтому вопрос о его авторстве вызвал разные более или менее аргументированные гипотезы. Некоторые исследователи автором Ж. считают Климента Охридского, утверждая таким образом, что ему принадлежат оба жития солунских братьев. Другие, исходя из того, что Мефодий рекомендовал в наследники своего архиепископского престола Горазда и что он занимал первое место среди его учеников, настаивают на авторстве последнего. Однако сведений о литературной деятельности Горазда не сохранилось. В 1937—1938 гг. в акростихе Службы Мефодию было обнаружено имя Константина (Преславского), и с тех пор некоторые исследователи предполагают, что Константин Преславский написал и Ж.

Вопрос о месте написания Ж. тоже спорен. «Паннонская» теория происхождения Ж. ныне считается неприемлемой. Скорее всего его надо связать с напряженной историко-политической обстановкой в Великоморавском княжестве сразу после смерти Мефодия. Предполагают также, что Ж. написано в Болгарии, ибо мефодиевские традиции у западных славян очень быстро были подавлены.

На Русь Ж. перенесено через Болгарию. Следы памятника сохранились в Службе Мефодию, в Житиях Наума и Климента. Он был знаком автору Повести временных лет (статья под 988 г.).

Изд.: Šafarik PJ. Pamatky drevniho pismenictvi jihoslovanuv. V Praze, 1851, 1873; Бодянский О. М. Собрание памятников, до деятельности святых первоучителей славянских племен относящихся. — ЧОИДР, 1865, кн. 1; Мiklоsiсh F. Vita S. Methodii russico-slovenice et latine. Vindobonae, 1870; Лавров П. А. 1) Житие святого Мефодия и Похвальное слово Св. Кириллу и Мефодию по списку XII в. М., 1893; 2) Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930; Pastrnek J. Dejny slovanských apostolú Cyrilla a Methoda s otiskem a rozborem hlavnich pramenu. Praha, 1902; Балан А. Т. Кирил и Методи. София, 1920, Свезка първа. Житие на Кирила и на Методия и похвални тем слова; Lehr-Spławiński T. Żiwoty Konstantyna i Metodego. Poznań, 1959; Grivec F., Tomšič F. Constantinus et Methodius Thessalonicenses. Fontes. Zagreb, 1960; Климент Охридски. Събр. съч., София, 1973, т. 3. Пространни жития на Кирил и Методий; Сказания о начале славянской письменности / Вступ. ст., пер. и комм. Б. Н. Флори. М., 1981 (пер. Ж. на соврем. рус. яз.).

Лит. см. в статье Житие Константина (Кирилла) Философа.

Хр. Трендафилов