Житие митрополита Ионы

Житие Ионы — памятник русской агиографии, посвященный первому русскому митрополиту, поставленному без санкции Константинополя. Ж. сложилось довольно поздно. При жизни Иона далеко не всегда и не везде пользовался почетом: двусмысленная роль этого иерарха в борьбе между Дмитрием Шемякой и Василием II, сомнительность его прав на митрополичий престол — все это объясняет скудость известий об Ионе. Только в Летописном своде Московском великокняжеском 1479 г. в рассказе о перенесении останков митрополитов при строительстве Успенского собора в 1472 г. появилось упоминание о том, что Иона был найден сохранившимся «в теле» — это уже предвещало будущую канонизацию. Более подробный рассказ о том же обретении мощей Ионы был помещен в летописном своде 80-х гг. XV в., отразившемся в летописях Софийской II и Львовской. Автор этого свода, церковник, находившийся в оппозиции к великокняжеской власти, отнюдь не сомневался в том, что «Иону цела суща обретоша» и что обретенные мощи исцелили отрока «попова сына» и «Селивача... Рязанца», однако поведение церковных и светских властей, оставивших мощи митрополитов «безчестно» на месте строительства, возмущало его. Тот же летописец сообщал, что «слово» об «обретении Ионине» и два канона были заказаны Пахомию Сербу («а в слове том написа, яко в теле обрели чюдотворца неверия ради людского, занеже кой только в теле лежит, тот у них свят...»). Служба Ионе, составленная Пахомием, сохранилась.

Наиболее ранняя редакция Ж., содержащаяся в Великих Минеях Четиих (31 марта) и названная «Словом похвальным» святому, составлена в 1547 г. по поручению Ивана IV и митрополита Макария. Она риторична, начинается с обращения к слушателям («Приидите, возлюбленнии добрии послушники...») и содержит весьма мало фактических сведений об Ионе. Начинается она с упоминания о пророчестве митрополита Фотия, увидевшего Иону, заснувшего в поварне Симонова монастыря, где он был монахом и трудился: Фотий предрек, что молодой инок станет великим святителем. Далее рассказывается о возведении Ионы на рязанскую епископию, а потом о смерти Фотия и о поездке Ионы за благословением в Царьград, где был, однако, уже поставлен «некий Исидор» «от Рима»; Ионе была обещана митрополия в случае смерти Исидора, «или паче что о нем случится»; далее упоминается об отступничестве Исидора и о соборе, осудившем этого митрополита и поставившем на его место Иону. Далее агиограф непосредственно переходит к чудесам святого («О дщери великого князи о отроковице именем Анна», «О скорой татарщине» и т. д.). Среди этих рассказов о чудесах особо заслуживает внимания рассказ «О преподобном Пафнотии чюдотворце иже в Боровске». Речь здесь идет об одном из самых деликатных моментов биографии Ионы: как рассказывал Иосиф Волоцкий, его учитель игумен Пафнутий Боровский, несмотря на свои тесные связи с великокняжеским домом, не велел «звати митрополитом» Иону. В «Слове похвальном» суть конфликта затемнена: Ионе сказали «неции клеветници», что Пафнутий творит в монастыри своем нечто «съпротивно завещанию» Ионы; явившись к митрополиту, Пафнутий отвечал ему «не гладостно и не попадателне»; «митрополит же бий его жезлом своимь и посла его в темницу»; пробыв там в «южах железных» «время доволно», Пафнутий «съвръшенно покаание с смирением положи» и «Иона покаяние это приат». После рассказа о первых восьми чудесах следует краткое описание смерти и последующего перенесения мощей Ионы, а затем рассказы о четырех чудесах, произошедших после его смерти («О Иване, иж бысть нем...» и т. д.).

Следующей по времени редакцией Ж. Ионы можно считать редакцию Степенной книги (1560—1563 гг.) — «Сказание отчасти Жития, иже во святых... Ионы митрополита». Здесь сокращены риторические формулы минейной редакции и расширены биографические сведения. В начале содержатся сведения о происхождении Ионы «от мест града Галича близ предел Казаньские земли», о его отце, о пострижении будущего митрополита в 12 лет в монастыре «Галичьской земли»; далее упоминается, со ссылкой на «духовное завещание» (пространную редакцию Устава) Иосифа Волоцкого о борьбе юного Ионы на «благочиние» в Симоновой монастыре. О назначении Ионы рязанским епископом сказано, что оно совершилось «по пророчеству преже его бывшего великаго святителя Фотия», — создается впечатление, что Иона стал епископом уже после смерти Фотия в 1430 г. Поездка Ионы в Царьград не связывается столь непосредственно со смертью Фотия, как в минейной редакции, — поездка эта отнесена к «шестому лету» после его смерти, т. е., очевидно, к 1436—1437 гг. Разделил редактор Степенной книги и два других события, соединенных в Минеях, — отрешение Исидора и поставление Ионы. Осуждение Исидора и бегство его из Москвы описаны подробно; далее указывается только, что «тогда хотяше поставлен быти в митрополиты всей Рустей земли... Иона», но этому помешал «враг человеческому роду вселукавый дьявол». После этого редактор переходит к наиболее трудному для агиографа сюжету — к выступлению Шемяки против Василия II и роли Ионы в этих событиях. Вопреки ранней летописной традиции, составитель Степенной книги прямо связывает Шемяку с татарами: «братоненавистный же князь Димитрий Шемяка Юрьевич... посылает поганым много дарования о убиении великаго князя». Упомянув захват власти Шемякой и роль Ионы в отправлении детей великого князя к отцу в ссылку (что объясняется «лукавством» и «лестью» Шемяки), редактор деликатно поясняет, что Дмитрий повелел Ионе «жити на митрополиче дворе, понеже преже наречен бысть и благословен на рускую митрополию». Но далее Ионе приписывается роль обличителя Шемяки: «Почьто неправду дееши и клятву преступаеши и тем богу досаждавши? Господина великого князя, и чада его оскорблявши...». В соответствии с этим и примирение Дмитрия Шемяки со ссыльным Василием Темным (отправление его в Вологду) изображается как полная капитуляция: «И Шемяка срама и страха исполнися... и умирися с великим князем, каяся и прощения прося, и себе повинна творяше». При таком изложении поставление «сего дивного» Ионы описывается как бесспорное и естественное завершение победы над внутренней смутой и зарубежным «латынством». После рассказа о поставлении Ионы на митрополию в Степенной книге, как и в минейной редакции, следуют рассказы о чудесах, но с характерными изменениями: рассказ о столкновении между Ионой и Пафнутием опущен и вставлен рассказ о пророчестве двух святителей — митрополита Ионы и Ионы, архиепископа Новгородского, предрекших «великой Орде разорение и Российскому царствию распространение», заимствованный из жития новгородского владыки. Заканчивается Ж. в Степенной книге «Похвалой святому Ионе».

Третья редакция Ж. — «Повесть имат сказание собрано от части жития и чюдатворения...» — наиболее пространна. За вступлением, заимствованным из «Слова похвального» («Прииде, возлюбленнии...»), следуют здесь две статьи «О новых чюдотворцех») («О первых новых чюдотворцех» и «О последних новых чюдотворцех») с перечнем русских святых — от Ольги, Владимира, Бориса и Глеба до Ионы и «прославленных» вместе с ним чудотворцев, канонизованных в 1547 г. (включая Пафнутия Боровского). В изложении биографии Ионы автор следует в основном Степенной книге, но вставляет обширные рассказы о «Сидоре безумном» (митрополите Исидоре), Флорентийском соборе, о Шемяке, о посланиях митрополита Ионы в Литву, перенесении его мощей и т. д.

Таким образом, все дошедшие до нас редакции Ж. Ионы являются памятниками агиографической литературы, написанными не ранее середины XVI в. В XVII в. похвальное слово Ионе по поручению патриарха Иова написал князь Семен Шаховской. Единственная опубликованная редакция Ж. — «Сказание отчасти Жития» в составе Степенной книги. Минейная редакция («Слово похвальное») содержится в неопубликованном томе Успенских ВМЧ за март (ср.: Иосиф, архим. Подробное оглавление Великих Четиих Миней всероссийского митрополита Макария... М., 1892, стб. 59—62 (ГИМ, Синод. собр., № 992, л. 951—955 об.); в Софийских и Царских списках ВМЧ мартовский том не сохранился). Та же редакция — в Минейном сборнике за январь — апрель: ГПБ, Соф. собр., № 1356, л. 455—462. Третью редакцию, «Повесть имат сказание отчасти жития...» — см. в минейном сборнике за март — ГПБ, Солов. собр., № 510/529, л. 275 об.—319 об. (по-видимому, тот же текст содержался в рукописи XVI—XVII в., принадлежавшей В. О. Ключевскому). Кроме трех названных сохранились еще особые виды и версии Ж., не исследованные в научной литературе, — ср., например, ГПБ, Солов. собр., № 511/530, л. 203; ГПБ, Q.1.603 и др. Службу Ионе см. в Служебной минее — СПб., 1895, июнь, л. 21 об.—90. Ср. также летописные известия об Ионе: ПСРЛ, М.; Л., 1949, т. 25, с. 294; СПб., 1853, т. 6, с. 195—196.

Изд.: ПСРЛ., СПб., 1913, т. 21, ч. 2, с. 505—526.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 240—242, 319; Барсуков. Источники агиографии, стб. 266—272; Карпов Г. Очерки из Истории Российской иерархии: Церковная смута; Св. Иона, последний митроп. Киевский и всея Руси // ЧОИДР, 1864, кн. 4, с. 143—144; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908, с. 182—184; Белякова Б. В. К истории учреждения автокефалии русской церкви // Россия на путях централизации. М., 1982, с. 152—154.

Я. С. Лурье