Иоанн, митрополит Киевский (?) (1077-1089)

Иоанн (ум. 1089 г.) — по предположению М. Д. Приселкова, митрополит Киевский с 1077 по 1089 г. (Приселков именует его Иоанном I), предполагаемый автор посланий и ответов на канонические вопросы. В. Г. Васильевский высказал предположение, что И., грек по происхождению, носил имя Христа Продрома. И. трижды упоминается в Повести временных лет под 1086, 1088 и 1089 гг. Он отпевал убитого князя Ярополка Изяславича, участвовал в освящении церкви св. Михаила в Выдубицком монастыре. В летописной статье под 1089 г. сказано, что И. «муж хытр книгам и ученью, милостив убогым и вдовицям, ласков же ко всякому, богату и убогу, смерен же и кроток, молчалив, речист же книгами святыми утешая печалныя, и сякого не бысть преже на Руси, ни по немь не будет сяк».

И. приписывают два послания и ответы на канонические вопросы.

В послании к папе римскому Клименту III («К архиепископу римскому от Иоанна митрополита русскаго о опресноцех») Иоанн укоряет «латинян» за уклонение от ортодоксальной веры и критикует «беззаконное» отправление обрядов. Списки послания сохранились с XIV в. Текст его издавался К. Ф. Калайдовичем в 1821 г. (считавшим, однако, что это послание к папе Александру III митрополита Иоанна IV) и А. С. Павловым.

«Поучение от седми сбор на латину», сохранившееся в списках с XIV в., А. Н. Попов считал второй редакцией послания к папе Клименту, а А. С. Павлов — компиляцией, слившей это послание с посланием митрополита Никифора к волынскому князю Ярославу Святополчичу и самому И. не принадлежащей. «Ответы» или «Правила» И. («Иоанна митрополита русскаго, нареченнаго пророком Христа, написавшего правило церковное от святых книг вкратце Иакову черноризцу») были написаны первоначально по-гречески, затем переведены на русский язык. В них различные нормы поведения мирян, монахов и духовенства соотносятся с постановлениями церковных соборов, установлениями отцов церкви, Св. писанием. Существует предположение, что И. принадлежит лишь часть ответов (см. в кн.: Щапов. Византийское, с. 173—177). Правила издавались К. Ф. Калайдовичем, затем А. С. Павловым и в VI т. РИБ. В. Г. Васильевский предположил, что слова «пророком Христа» — это неверно понятые и переведенные родовое имя Иоанна («Продром») и его личное имя (Христос).

Перечень списков произведений, принадлежащих И., приведен у Н. К. Никольского.

Изд.: Калайдович К. Ф. 1) Послание Иоанна митрополита русского. — В кн.: Русские достопамятности. М., 1815, ч. 1, с. 86—103; 2) Послание митрополита Иоанна к папе Александру III о заблуждениях римской церкви. — В кн.: Памятники российской словесности. М., 1821, с. 205—218; Григорович В. И. Послание митрополита Иоанна II. — Учен. зап. II отд. имп. АН, СПб., 1854, кн. 1, отд. 3, с. 1—20; Макарий. История русской церкви. 2-е изд. СПб., 1868, т. 2, с. 182—186, 369—376; Павлов А. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878, с. 58—62, 169—186; Канонические ответы митрополита Иоанна II. — Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч. 1 (РИБ, т. 6), стб. 1—20.

Лит.: Неволин К. А. О митрополите Иоанне II как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту о опресноках. — Изв. имп. АН по ОРЯС, СПб., 1853, т. 2, стб. 95—101; Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян: (XI—XV в.). М., 1875, с. 91—99; Яцимирский А. И. Из славянских рукописей. М., 1898, с. 11—13; Пападимитриу С. Д. Иоанн II, митр. Киевский и Феодор Продром. — Летопись истор.-филол. о-ва при Новорос. ун-те. Одесса, 1902, т. 10, Визант.-славян, отд., т. 7, с. 1—54; Никольский. Повременный список, с. 211—225; Васильевский В. Г. Византия и печенеги. — В кн.: Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1908, т. 1, с. 174—175; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913; Украïнськi письменники, с. 70—72; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI—XIII вв. М., 1978.

О. В. Творогов