Феодор, автор канона или службы юродивому Максиму

Феодор (XVI в.) — автор канона или всей службы на обретение мощей московского юродивого Максима. В ряде списков XVI—XVII вв. (один из древнейших — ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 450/ 707, сборник служб к избранным праздникам — «Трефолой», XVI в., л. 462—468 об.) сохранилась служба на обретение мощей юродивого Максима, приуроченная к 13 августа. В нее входят стихиры, тропарь, канон с кондаком. В заглавии канона сказано: «Канон молебен преподобному Максиму. Творение Феодора (или «Феодорово»). Глас 4». Максим Юродивый умер 13 августа 1433 г. и был погребен в Москве у церкви Бориса и Глеба на Варварке. В 1547 г. митрополит Макарий Окружной грамотой установил празднование новым русским святым, в том числе Максиму Юродивому: «пети и праздновати на Москве августа в 13 день новому чудотворцу Максиму, Христа ради уродивому» (ААЭ. Т. 1. С. 203). В 1568 г. при построении нового храма на месте сгоревшего были обретены его мощи, и стали праздновать их обретение. Существует краткое Житие Максима, где конкретных сведений о нем почти нет и говорится, что первоначальное писание о нем пропало; оканчивается оно известием об обретении его мощей и о соборном распоряжении написать канон (ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, XVI в., л. 358). Служба с каноном была написана, очевидно, по этому поводу. В 1698 г. мощи Максима были перенесены в новую раку и в его имя был освящен новопостроенный храм. При этом была написана Повесть о перенесении его мощей, где тоже сказано, что существовала «немалая книга» о Житии и чудесах юродивого Максима, но пропала из церкви.

Из службы же ясно, что, будучи монахом (поскольку назван «преподобным»), Максим жил «посреди... мира», «в богоспасаемом граде Москве и в церкви божий», претерпевал «тяготу дневную и нощную, и солнечную, и дождевую, и мразную, и всякую, студень и вар», «разумел... всякого человека помыслы», был «посреди жен обожаем» и «всему миру слово божие глаголал». Кроме того, в службе говорится о его борьбе с еретиками, но не все здесь следует понимать буквально: «удавил еси блудяща... языкы отрезал еси злоименником», «противу ересем злым, преподобне, противился еси», «злочестиваго суровства не убоялся еси», «много уязвил еси на земли бесовъскаго лаяния», за что «безумных горко гонение претерпел еси», «язычным урезанием кровь свою просто славил (вероятно, должно быть: «прославил») еси», — из чего можно сделать вывод, что Максим Юродивый в 1-й трети XV в. в Москве публично выступал как проповедник «слова божия», активно обличая «ереси злые» каких-то «блудящих» «злоименников» (по-видимому, каким-то неподобающим образом называвших себя людей, может быть, стригольников), заставил их умолкнуть («удавил... языкы отрезал») и за это пострадал.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 245—246; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 347—349.

Г. М. Прохоров