МИТРОФАНОВ С. М.

МИТРОФАНОВ С. М. Автор сборника «Песни русского известного охотника М*****, изданные им же в удовольствие любителей оных, с гравированным портретом» (1799; издание крайне редкое). Немногие биографические сведения о М. содержатся в стихотворном посвящении («приношении») ему комической оперы Н. А. Львова «Ямщики на подставе» (рукоп. датир. 8 нояб. 1787). М., видимо, был регентом или содержателем популярного рус. хора (может быть, из ямщиков), в котором сам пел басовые партии. Львов пишет, что был восхищен его «звонкою шайкою», «согласным пением, а видом на разладе, Являющей орган с похмелья в маскараде», и «хрипучим голосом дрожащего баса» самого М. Для оперы Львова (муз. Е. И. Фомина) М. подбирал «голоса» подлинных ямщицких песен; неясно, участвовал ли его хор в постановке оперы (1787). В рукописи посвящение шутливо адресовано «его высокоблагородию М. Г. М.» (милостивому государю Митрофанову); в печатном издании, осуществленном Г. Р. Державиным в Тамбове (1788), адресат обозначен «С. М. М.».

В предисловии к «Песням…» (обращено к «почтеннейшим любителям русских песен»; подп. — «С*** Мтрфнв») М. в дополнение к помещенной в нем гравюре набросал свой шутливый словесный портрет: «Я росту среднего, имею глаза на выкате и словно бы прорезаны осокою, нос мякушкой, а персонаж представляет бруснишную меру, — впрочем, приятности бесподобной». Несмотря на намеренно литературный комизм описания, оно, вероятно, близко к оригиналу; не случайно говоря о М., Львов упоминает, что «его негладкий тучный вид Лекеня набекрень нам живо представляет».

Книга М. включает двенадцать песен любовного содержания, написанных в духе «русской» песни кон. века, с явным влиянием сентиментальной поэтики (слово «охотник» в загл. имеет значение «любитель»). Они близки к песням И. И. Дмитриева и его подражателей, но простонароднее по языку. «Я курныкаю кое-как, в удовольствие любящих русский голос (напев), русские песенки про невинную любовь <…>, — писал в предисловии М. — На досуге хвачу с раскатцем и с балалаечкой песенку про матушку про любовь, в честь которой присовокупляются ручейки, лужочки, рощицы, зеленые пригорки, цветочки, птички, свирелки, хороводы и проч.». Некоторые песни М., близкие к фольклорному типу «городского романса», распространялись с изменением текста. О популярности песни «Высоко сокол...» упоминает в шутливом стихотворении «Похвала комару» Г. Р. Державин (1807); строфика песни «За горами, за долами...» повторена в известной песне И. М. Коваленского о Бонапарте, затем в «Севастопольской песне» Л. Н. Толстого; песня «Солнце на закате...» упоминается у Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева.

Среди подписчиков на «Деяния Петра Великого» И. И. Голикова (1789. Ч. 12) указан московский купец Сергей Михайлович Митрофанов.

Лит.: Розанов И. Н. Один из создателей нар. песни // Книжные новости. 1936. № 21; Всеволодский-Гернгросс В. Н. Неиспользованные сведения о комической опере Н. А. Львова «Ямщики на подставе» // Ежегодник Ин-та истории искусств: Театр. М., 1955; Песни и романсы рус. поэтов. М.; Л., 1963; Поэты XVIII в. Л., 1972. Т. 2.

В. П. Степанов