Минимизировать
А.А. Ржевский
ПОДЛОЖНЫЙ СМЕРДИЙ
 
ТРАГЕДИЯ
 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
 
Смердий, царь персидский.
Федима, жена Смердиева, дочь Отанова.
Отан, вельможа персидский.
Дарий, сын персидского наместника Истаспа.
Патизив, волхв, наместник Смердиев.
Аспафин, Идарн, персидские вельможи.
Несколько вельмож персидских, друзей Отановых.
Приксасп, наперсник Смердиев.
Пармия, наперсница царицына.
Начальник евнухов.
Евнух с письмом.
Евнухи.
Начальники персидские.
Народ.
 
Действие в персидском городе Сузах, во Смердиевом доме, в проходной зале, между покоев царевых и царицыных.
 
 
                  Действие II
 
                                       Действие III
 
                                                            Действие IV
 
                                                                                Действие V
 
Впервые — Театральное наследство. М., «Искусство», 1956. Публикация П. Н. Беркова, с. 143—188. Печ. по рукописи (ГПБ, ф. ОСРК, шифр XIV. 28) со значительными исправлениями в 3-м явл. 3 действ. и 4-м явл. 4 действ. Премьера пьесы состоялась в 1769 г. на сцене придворного театра в Санкт-Петербурге; она была, по свидетельству Н. И. Новикова, «представлена... со успехом, а принята с похвалою».
 
Сюжет «Подложного Смердия» заимствован из III книги «Истории» Геродота, вышедшей в двух томах в переводе А. Нартова в Петербурге в 1763—1764 гг.; Ржевский создал несколько иную, более психологизированную версию развития событий. Греческий историк повествует о персидском царе Камбизе (правил в 529—522 гг. до н. э.), завоевавшем Египет; за надругательство над религиозными святынями покоренного народа он был поражен безумием. Первой жертвой ненависти Камбиза становится его брат Смердис, который был тайно умерщвлен преданным Камбизу вельможей Прексаспом. Воспользовавшись тем, что убийство Смердиса было скрыто от подданных, мятеж против персидского царя поднимают индийские волхвы, братья Патизиф и Смердис; второй из них выдавал себя за брата Камбиза, чем привлек большое число сторонников. Внезапная смерть Камбиза, выступившего в поход против мятежников, позволила Лжесмердису воцариться.
 
Разоблачению самозванца способствует Федима, дочь персидского вельможи Отана (она была сначала женой Камбиза, а потом — Лжесмердиса). По поручению отца царица ощупывает ночью голову спящего мужа и обнаруживает, что у него отрезаны уши (признак наказания, понесенного за преступления, и низкого происхождения). Вскоре из знатных персов составляется заговор, в число инициаторов которого входят Отан, Интафрен, Гобрий, Мегабиз, Аспафин, Гидарн и, наконец, сын Гистаспа Дарий, принадлежавший к царскому роду Ахеменидов. Не знающий о готовящемся нападении на самозванцев Прексасп объявляет персам об обмане во время религиозного празднества, призывает к мщению и, не дожидаясь расправы, бросается вниз с башни и погибает. В тот же день происходит убийство Лжесмердиса заговорщиками в его резиденции после ожесточенной схватки (29 сент. 522 г. до н. э.). Между победителями возникает спор о государственном устройстве Персии, Отан высказывается за демократию, Мегабиз — за олигархию; большинство, однако, склоняется в пользу монархии. Кто станет самодержцем — должен решить жребий, но благодаря хитрости во главе государства становится Дарий. Вскоре он берет в жены двух дочерей Кира — Атоссу и Аристону, дочь Смердиса Парнис и дочь Отана Федиму. Описанные греческим историком события IV в. до н. э. дали А. А. Ржевскому материал для написания трагедии.
 
Среди трагедий 1760-х годов «Подложного Смердия» выделяет пристальный интерес автора к внутреннему миру главной героини и отсутствие собственно трагической коллизии — в финале погибают узурпатор персидского престола Лжесмердий и его наперсник Патизиф, а не кто-либо из положительных героев. В центре таким образом оказывается нравственная проблематика — мы видим борьбу долга и чувства в душе Федимы, выданной против ее воли за самозванца Лжесмердия. Однако, когда узурпатор разоблачен, она молит сохранить жизнь нелюбимому мужу, хочет последовать за ним в изгнание. Лжесмердий показывает низость своего характера — он готов заколоть Федиму, о любви к которой еще недавно твердил, чтобы хоть чем-то отмстить повстанцам, возглавляемым отцом главной героини, Отаном. Только отвага Дария предотвращает гибель Федимы. И хотя в финале пьесы она оплакивает смерть недостойного супруга (как и полагается добродетельной жене), зритель предвидит счастливое соединение ее с Дарием, которому народ вручает персидскую корону.