ЛИСТЪ
АНДРЕЯ
КУРБСКОГО ДА КОЗМЫ МАМОНИЧА
ПИСЬМО АНДРЕЯ
КУРБСКОГО КУЗЬМЕ МАМОНИЧУ
Господину и брату моему милому, пану Кузмѣ, обычное и доброхотное
поздравление, со женою и с чады, и со всемъ домом твоимъ.
Господину
и любимому моему брату пану Кузьме с женой и с детьми, и со всем домом мой
всегдашний искренний привет.
Слышах от немалых людей зацных, также, яко и от вашей милости, и от пана Петра, а одномъ езуите, иже много отрыгал ядовитыми слогнями на святую непорочную вѣру нашу, нарицающе нас схизматиками. А сами будуще
совершенные схизматицы, напившеся
от
мутных
источников, истекающих от
новомудренных ихъ папъ, преступников явственных и соперников святых вселенских
великих седми синодов,[1]
кои
были
удержаны не тылько восточных наших церквей епископами, но и заподными их самыми святыми папежи древними. Но о семъ, Бог даст ширей устъ, и беседовати потщимся. Но точию со своими! Но аще с ними случится, а ныне едино воспомянемъ, чемъ онѣ наших, несовершенныхъ во Писаниях, устрашают, повѣдающе: «Елицы, аще не повинуются римскому, не певнии[2] суть своего избавления». Сие ложное из страшилище латвие[3] обличится. А ныне советуете нашим, иже бы бѣз ученных нашея страны не сражалися с ними годанными и не ходили бы к ним на их наказанье, «тлят бо, — реклъ апостолъ, — обычаии добрыя бѣседы хитролѣсныя».[4]
А что же сего хитролѣснѣе, еже правоверных, в седмостолпных догматехъ стоящих, наругати и сромотити, и со еретики смешевати — с люторы, и с цвыглияны, и с калвинами, и со иными нечестивыми ругателми? И отводити от правовѣрия и от апостольских догматов к полуверию, к новомысленной и хромой феологии от истинного богословия не стыдятся? И мало на томъ мающе,[5]
еще
горшѣе ко горшему прикладающе. Начинаютъ крестити повторей[6] крещенныхъ во имя триипостасного Божества и мазанныхъ миромъ радования и елеем милосердия, забывше заповеди Христа своего и апостолов его, наипаче же подтвержения великого третияго синоду,[7]
о том чтолку[8] явственно пишут: «Исповѣдую, рече, едино крещение во оставление грехов». Они же, запамятов все те и приклоня уши свои къ еретику древнему Донатисту,[9]
во толиких странах бывшему, о немъже святый Августин, иже много тружался и напастей подъялъ,
истребляюще его учение.
Слышал
я от многих благородных людей, в том числе и от вашей милости, и от пана Петра,
о том иезуите, который извергал многочисленные ядовитые слова на нашу святую и
непорочную веру, обзывая нас схизматиками. Но ведь это они сами явные
схизматики, пьющие из источников, замутненных их папами, которые изобретают
новые мудрствования и являются совершенно очевидными отступниками от
постановлений семи великих святых вселенских соборов, в которых участвовали не
только епископы наших восточных церквей, но и их прежние святые западные папы.
Именно об этом с Божьей помощью постараемся говорить. Но только со своими! А
если придется говорить с ними, то необходимо только помнить о том, чем они
наших, слабых в Писании, устрашают, говоря им: «Тот, кто не подчиняется Риму,
не может быть уверен в своем спасении». Это их ложное устрашение легко
обличается. Только наказывайте нашим, чтобы они без ученых с нашей стороны не
участвовали в спорах с ними и не ходили бы к нам на проповеди, ибо, как сказал
апостол, коварные беседы развращают добрые нравы. А что может быть коварнее
того, чтобы правоверных, придерживающихся семистолпных догматов, ругать и
срамить, путать их с еретиками — с последователями Лютера, Цвингли и
Кальвина, и с другими нечестивыми богохульниками, и уводить их, не стыдясь, от
правоверия, апостольских догматов и от истинного богословия, приводя к полувере
и к хромой теологии? И этого, считают, им еще мало! Худшее к худшему добавляют:
начинают по второму разу крестить уже крещенных во имя триединого Бога и
помазанных мирром радости и елеем милосердия, забыв заповеди своего Христа и
его апостолов, и прежде всего постановления великого третьего собора, особенно
же ту главу, в которой ясно написано: «Исповедую единое крещение во отпущение
грехов». Они же, забыв обо всем, подставляют свои уши древнему еретику Донату,
бывшему когда-то в Итальянской земле и которому с большим трудом сумел
противостоять их святой Августин, искореняя его учение.
Бога ради, молю, не ужасайтеся ихъ и не дивитеся остроте языка и елокудыи[10] ихъ, сиирѣчь словеству, або вымовѣ.[11]
Ибо
зѣло похвально словеству навыкати
и дѣиствовати, ижебы оброняти правду. А они, смешавши елокуцию з диалекътическими
софизматы, и предающе ктому понунцыацию,[12]
на прововерных обращают, истинну тщася разорити араторскими штуками,[13]
похлебующе попе своему, возносяще и хваляще грозного и велеможного епископа, оружением препоясанного и полки воинов со различными бронями около себя водящаго, а наших патриарховъ, по Божию попущению убогихъ и нищихъ, смиренномудриемъ Христовым украшенныхъ, и между бѣзбожными турками по всемученическому терпещих, а благочестия догматы невредно соблюдающихъ, хуляще. О, шкода,[14]
иже
не написали ся тех размовъ, кои были при вашей милости с ними у меня на обѣде такъ рокъ![15]
Бо ся было имъ статечне отвѣщанно священными Писанми на их нововымышленные,
то есть,[16]
яко
оне ныне держат о произхождении Святаго Духа и о Библеях ихъ различных преводников, и о лѣтех от создания мира и, четвертое, о зверхътности[17] папы их[18] — чемъ ныне страшат правоверныхъ.
Ради
Бога, прошу вас, не пугайтесь и не удивляйтесь остроте их языка и их
красноречию, то есть словесности, или изощренности. Изучать красноречие и
использовать его, чтобы отстаивать истину — это весьма похвально. Но они,
смешав красноречие с софистической диалектикой и добавив к этому еще хорошее
произношение, обращают все это против правоверных, пытаются ниспровергнуть истину
ораторским искусством, стремясь угодить своему папе, превознося и восхваляя
грозных епископов, препоясанных оружием и предводительствующих воинскими
полками в различных сражениях; наших же патриархов, по Божьему произволению
убогих и нищих, но украшенных смиренной мудростью, претерпевающих различные
мучения от безбожных турков, но непоколебимо сохраняющих догматы благочестия,
бранят. О, какая досада, что не записали мы тех разговоров, которые вели с ними
в присутствии вашей милости у меня на обеде около года назад! Потому что тогда
мы спокойно возражали им при помощи Священного Писания на их новые измышления,
то есть: их мнение о происхождении Святого Духа; их различные переводы Библии;
летосчисление от сотворения мира; и в-четвертых, о верховенстве их папы —
чем они теперь устрашают правоверных.
А такъ и повторе прошу, ижебы наши не ходили к нимъ часто на них казание, бѣз искусныхъ наших, и не вдавалися в гадки, преслушающе самого Господа, чрез Иоанна Феолога глаголющаго к Фиарфиской церкви, кое в себѣ сице ся имѣет: «Вамъ же глаголю, и протчимъ сущимъ во Фиафире, иже не имут учения сего, и иже не разумѣетъ глубины сатанинския», якоже глаголет: «Не возложу на вы тяготы иные; токмо, еже имѣете, держите, дондеже
прииду».[19]
А естьли Богъ восхощетъ, и мы к вамъ поспешимся со тремя нарочитыми
свѣдками:[20]
з Дионисием Ореопагитскимъ и со Иоанном Златоустым, и со Иоанномъ Домаскиным, и со иными святыми древнеми учительми, кои их явственнѣ обличаютъ новосмысшленную феологию, что они блядут о происхождении Святаго Духа. О чомъ намъ с ними гадание трудно зѣло, их для упрямства, нежели о иных ихъ расколехъ, а звлаще о том, том паче.
И
еще раз прошу вас, пусть наши не ходят часто на их проповеди без кого-либо
опытного из наших и пусть не пускаются с ними в споры, нарушая заповедь самого
Господа, который сказал ангелу Фиатирской церкви устами Иоанна Богослова
следующее: «Вам же и прочим находящимся в Фиатире, которые не держат сего
учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не
наложу на вас много бремени; только то, что имеете, держите, пока приду». А
если Богу будет угодно, то мы к вам поспешим вместе с тремя достойными
свидетелями: с Дионисием Ареопагитом, с Иоанном Златоустом и с Иоанном
Дамаскиным, а также с другими святыми прежними учителями, которые явно обличают
их новоизмышленное богословие, содержащее выдумки о происхождении Святого Духа.
Об этом более, чем о других их раскольнических вещах, трудно спорить с ними по
причине их упрямства.
А такъ, естьли бы ся здало вашей милости, прочти то посланейцо в дому пана Зарецкого и всем во правовѣрии стоящим виленским мещаном. А меня, многогрешного, в любви своей и в молитвах пред Богом не запамятуйте. Аминь.
Если
вашей милости это посланьице покажется важным, то прочти его в доме пана
Зарецкого, а также всем виленским жителям, хранящим правоверие. А меня,
многогрешного, в любви своей и в молитвах перед Богом не забывай. Аминь.