11 СЕНТЯБРЯ
11 СЕНТЯБРЯ
В ТОЙ ЖЕ ДЕНЬ.[1] ПОУЧЕНИЕ СВЯТАГО ОТЦА ФЕОДОРА, ИГУМЕНА СТУДИЙСКАГО, ЕЖЕ НЕ ОТЧАЯТИСЯ СВОИМИ ГРТѢХИ БОЖИЯ МИЛОСТИ
В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. ПОУЧЕНИЕ СВЯТОГО ОТЦА ФЕОДОРА, ИГУМЕНА СТУДИЙСКОГО, О ТОМ, ЧТОБЫ НЕ ТЕРЯТЬ НАДЕЖДЫ НА БОЖИЮ МИЛОСТЬ ИЗ-ЗА СВОИХ ГРЕХОВ
Ничтоже противно хотящему спастися, ни сумнѣния обьдержай, аще и в послѣдний видъ злых грѣховь впадеть. Въистину глаголю, послуси бо сему суть мнози, — иже о Давыдѣ, старѣйшинѣ разбойникомь[2]: какъ бѣ прьвие человѣкоубийца и всего зла исполненъ, и како, покаявся, мнишеский взя образ и бысть искусенъ и от диявола насиляемыя исцѣляаше. Рече бо аггель к нему: «Давыде, Давыде! Отпусти Господь Богь грѣхи твоя». Не точию же прости его, но и чюдотворца показа. Хощеши ли и другаго видѣти — виждь Монасию,[3] иже на 50 и два лѣта преврати Иизраиля служити бездушьнымь капищемъ, — и той в мало дний покаявся спасеся и возда хвалу Богови, юже и донынѣ поетъ Божия церкве. И паки божественый Давыдъ по прелюбодѣянии и разбои пророческий прия даръ.[4] Мария же Египтяныни по несытьствѣ грѣховнѣмь во аггельский достиже образ и пророчества сподоблена бысть.[5] И ини мнози, падъшеся грѣхи, покаяниемъ восташа.
Ничто не противостоит хотящему спастись, — и не держи сомнения, — если и в последнюю степень злых грехов впадет. Истинно говорю, ибо много есть тому свидетельств, <одно из них> — о Давыде, атамане разбойников: как сначала он был убийцей и всякого зла исполнен и как, покаявшись, принял монашеский образ и стал <настолько> искушен <в этом, что> исцелял одержимых дьяволом. Ибо сказал ему ангел: «Давыде, Давыде! Отпустил Господь Бог грехи твои». И не только простил его, но и чудотворцем явил. Если хочешь и другого видеть — смотри на Манассию, который на 52 года склонил Израиль к служению бездушным идолам, — но и он, в малое <число> дней раскаявшись, был спасен и воздал хвалу Богу, которую и доныне поет Божия церковь. Также и божественный Давид после прелюбодеяния и разбоя пророческий получил дар. Мария же Египетская после ненасытности греховной достигла ангельского образа и была удостоена <дара> пророчества. И иные многие, падшие из-за грехов, покаянием восстали.
Тѣмже никтоже никогдаже не отчаимы себе, но подщим же ся покая-нием достигнути спасения. Того ради и мы, братие, бодреливѣйше будемъ и благонадежно вѣрующе, яко аще Богь в пучину грѣховъ впадшая безмѣрнымъ человѣколюбиемъ помилова и призывая спасаетъ, колми паче нас, предстоящая ему, спасетъ. И да никтоже рци, слыша сия: «Аще тако содѣявше тако прияти быша Богомь, то и всѣхь нас помилуетъ, невостягновенно от страстий живущихь». Не помышляйте сихъ, они бо по отпущении аггельски пожиша, а невостягновенно поживъшеи здѣ своими судятся совѣстьми и в будущий вѣкъ осужаеми мучатся бес конца, понеже въсприяша сбираемаа тлѣющая скрови-ща. Стенаньми убо и плакати подобаетъ таковыхъ, ничтоже есть наслажение свѣта сего противу муцѣ согрѣшающихь. Тѣмже, братие, подвигнемся на покаяние, просяще отпуста грѣхомъ. Радуимься другь о друзѣ, спѣющимь кь Богу терпѣниемь и покорениемъ и содолѣниемь плотьскихь похотѣй, еже есть второе мучение, да тѣми свершени наслѣдници будемь вѣчныя жизни о Христѣ Исусѣ Господѣ нашемъ.
Потому никто и никогда не будем отчаиваться, но постараемся же покаянием достигнуть спасения. Поэтому и мы, братия, будем бдительнее, твердо веруя, что если Бог безмерным человеколюбием помиловал и, призывая, спасает впадших в пучину грехов, то тем более нас, служащих ему, спасет. Однако никто не должен говорить, слыша это: «Если совершившие таковое так приняты были Богом, то спасет он и всех нас, невоздержанно в страстях живущих». Не думайте этого, ибо они по отпущении <грехов> ангельски пожили, а невоздержанно пожившие здесь своей судятся совестью, а в будущем веке, осуждаемые, мучатся без конца, поскольку приняли собираемые тленные сокровища. В стенаниях подобает оплакивать таковых, ибо наслаждения сего света ничто против муки согрешающих. А потому, братия, обратим <свои помыслы> на покаяние, прося отпущения грехов. Возрадуемся друг о друге, устремившихся к Богу через терпение, и покорность, и одоление плотских похотей, что есть второе мучение, — да будем тем самым истинными наследниками вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем.